любая организация вправе предоставлять кредиты и займы, при соблюдении лимита расчётов наличными. Но если планируются регулярные выдачи займов и кредитов на постоянной основе гражданам (не являющимся сотрудниками организации), юридическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве микрофинансовой организации. Это позволит ей активно выдавать займы (в том числе целевые) другим предприятиям или гражданам, но в сумме не более 1 млн. руб. каждому из заемщиков. В этом случае руководствоваться, кроме ГК РФ, нужно будет положениями Закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Для получения статуса микрофинансовой организации и включении юридического лица в реестр микрофинансовых организаций, нужно направить в ЦБ РФ следующие документы:
1.заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанное руководителем юридического лица, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов заявителя;
2.копии учредительных документов юридического лица;
3.копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;
4.копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в Банк России;
5.сведений об учредителях юридического лица по форме, утвержденной Банком России;
6.сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Главбух» vip-версии.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Рекомендация: Как оформить выдачу займа
Как составить договор
Независимо от суммы договор займа составьте в письменной форме (п. 1 ст. 808 ГК РФ). Данное соглашение считается заключенным с момента передачи денег или других вещей по нему (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Займы, которые предоставляет организация, могут быть:
– денежными или имущественными (в натуральной форме);
– процентными или беспроцентными.
Это следует из положений статей 807, 809 Гражданского кодекса РФ.
Размер процентов по займу можно указать в договоре. Если такой оговорки нет, получатель займа (заемщик) должен выплатить организации проценты по ставке рефинансирования, действующей на дату возврата (всей суммы займа или его части).
Порядок уплаты процентов тоже можно предусмотреть в договоре. Но если это условие отсутствует, заемщик должен выплачивать проценты ежемесячно до полного погашения займа.
Если организация предоставит беспроцентный заем, это условие должно быть прямо указано в договоре. Исключение – займы, выданные в натуральной форме. По умолчанию они являются беспроцентными. Но если организация намерена получить с заемщика проценты, их размер и порядок уплаты следует предусмотреть в договоре.
Об этом сказано в статье 809 Гражданского кодекса РФ.
Порядок получения и возврата займа укажите в договоре (п. 1 ст. 808 ГК РФ).
При выдаче займа деньгами организация может перевести сумму займа на банковский счет (в безналичном порядке) или выплатить ее наличными.*
Лимит расчетов наличными
Внимание: при выдаче займа организациям или предпринимателям наличными деньгами соблюдайте лимит расчетов наличными.
Максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. Данный лимит действует в отношении расчетов по одному договору:
– между организациями;
– между организацией и предпринимателем.
Об этом сказано в пункте 1 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У.
За несоблюдение лимита расчетов наличными предусмотрена административная ответственность по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Размер штрафа составляет:
– для руководителя – от 4000 до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.*
Ситуация: можно ли выдать сотруднику (или другому гражданину) заем наличными деньгами, если сумма займа превышает 100 000 руб.
Да, можно.
Лимит расчетов наличными распространяется только на договоры, которые организация заключает с другими организациями или предпринимателями (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Предельный размер наличных расчетов между организациями и гражданами, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, не установлен. Поэтому в качестве займа организация может выдать человеку любую сумму наличных. Единственное условие – расходовать наличные деньги, поступившие за проданные товары (работы, услуги), а также в качестве страховых премий, на выдачу займа нельзя (письмо ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т).
О выдаче организацией гражданину или другой организации (предпринимателю) займа в безналичной форме в сумме не менее 600 000 руб. банки должны уведомить службу по финансовому мониторингу. Это будет сделано в случаях:
– если организация предоставила заемщику беспроцентный заем;
– если одной из сторон договора займа является организация или гражданин, которые имеют регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве (на территории), которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– одной из сторон договора займа является лицо, которое владеет счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Перечень таких государств (территорий) устанавливает Правительство РФ.
Об этом сказано в статье 6 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, письме ЦБ РФ от 11 апреля 2006 г. № 12-1-3/804.
Ситуация: в каких случаях для выдачи займа требуется разрешение учредителей (участников, акционеров) организации
Такое разрешение требуется в следующих случаях.
1. При выдаче займа из чистой прибыли (подп. 3 п. 3 ст. 91, подп. 4 п. 1 ст. 103ГК РФ).
Решение о расходовании чистой прибыли оформляется протоколом общего собрания или решением единственного учредителя (участника, акционера) (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
2. Если заключенная сделка отвечает критериям заинтересованности.
Перечень лиц, являющихся заинтересованными в совершении сделки, определен пунктом 1 статьи 81 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пунктом 1 статьи 45 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. Например, сделкой с заинтересованностью считается выдача займа супругу, родителям или детям руководителя организации. Сумма займа при этом роли не играет.
Решение о предоставлении займа заинтересованным лицам принимает совет директоров (наблюдательный совет), общее собрание или единственный учредитель (участник, акционер) (п. 3, 7 ст. 45, подп. 8 п. 2.1 ст. 32, ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 47, ст. 83 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
3. При выдаче крупной суммы займа.
Крупной сделкой считается заем, сумма которого равна или превышает 25 процентов стоимости активов организации на последнюю отчетную дату (п. 1 ст. 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 1 ст. 78 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Решение о предоставлении займа в крупном размере принимается советом директоров (наблюдательным советом), общим собранием или единственным учредителем (участником, акционером) (п. 3, 4 ст. 46, подп. 9 п. 2.1 ст. 32, ст. 39Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 47, ст. 79 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
При несоблюдении вышеуказанных требований договор займа может быть признан недействительным (п. 5 ст. 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ ип. 6 ст. 79 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Сергей Разгулин,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
«Статья 4. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций
1. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Банк России устанавливает порядок ведения государственного реестра микрофинансовых организаций*.
3. Государственный реестр микрофинансовых организаций ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
4. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.
5. Сведения, содержащиеся в государственном реестре микрофинансовых организаций, являются открытыми и общедоступными.
6. За внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 4.1. Требования к органам управления микрофинансовой организации
1. Членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом микрофинансовой организации не могут являться:
1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;
2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
3) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.*
2. Действующий член совета директоров (наблюдательного совета) при наступлении обстоятельств, указанных в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи, считается выбывшим со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда.
Статья 4.2. Требования к учредителям (участникам) микрофинансовой организации
1. Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или по преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.
2. Лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации, обязано направить уведомление микрофинансовой организации и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.*
3. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в рамках осуществления своих надзорных функций в установленном им порядке вправе запрашивать и получать информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.
4. Если уведомление, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, не получено микрофинансовой организацией или из указанного уведомления следует, что лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, имеет право распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации, не соответствует требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) микрофинансовой организации не учитываются.
Статья 5. Приобретение статуса микрофинансовой организации
1. Юридическое лицо, зарегистрированное в форме* фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра*.
2. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.
3. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.*
4. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций в течение четырнадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом в Банк России следующих документов и сведений:
1) заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом (далее - заявитель), с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов заявителя;
2) пункт утратил силу - Федеральный закон от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
3) копии учредительных документов юридического лица;
4) копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;
5) копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в Банк России;
6) сведений об учредителях юридического лица по форме, утвержденной Банком России;
7) сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
8) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя - иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями).*
4_1. Банк России при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица, если заявителем не представлена копия свидетельства о его государственной регистрации в качестве юридического лица по собственной инициативе.
5. Учредительные документы некоммерческих организаций, представляемые в Банк России в соответствии с настоящей статьей, должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемым некоммерческой организацией, а также сведения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, должны направляться некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.
6. Представляемые в соответствии с настоящей статьей документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.*
7. Банк России при отсутствии установленных настоящим Федеральным законом оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения документов, указанных в части 4 настоящей статьи, вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.
8. Форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций устанавливается Банком России.
9. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, включенных в государственный реестр микрофинансовых организаций, не может использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация".
10. Юридическое лицо, включенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, обязано информировать Банк России об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение тридцати дней со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.
Статья 6. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций
1. Во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций может быть отказано по следующим основаниям:
1) несоответствие документов, представленных в Банк России для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России;
2) представление неполного комплекта предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, либо документов, содержащих недостоверную информацию;
3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
4) несоответствие органов управления, а также учредителей (участников) юридического лица требованиям настоящего Федерального закона.
2. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций должно содержать мотивированное обоснование этого отказа с указанием всех причин, послуживших основанием для данного отказа. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций сообщается заявителю в письменной форме не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения Банком России документов, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
3. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
4. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций не является препятствием для повторной подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Повторная подача такого заявления и принятие по нему решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций
1. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется Банком России по следующим основаниям:
1) подача соответствующего заявления микрофинансовой организации с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
2) вынесение решения Банка России в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;
2_1) несоответствие органов управления требованиям настоящего Федерального закона;
3) ликвидация микрофинансовой организации как юридического лица.
2. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по иным основаниям, за исключением оснований, указанных вчасти 1 настоящей статьи, не допускается.
3. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций может быть обжаловано в судебном порядке.
4. Юридическое лицо считается исключенным из государственного реестра микрофинансовых организаций со дня представления в Банк России заявления об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, либо со дня принятия Банком России решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, либо со дня ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица.
5. В случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу.
Статья 8. Основные условия предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями
1. Микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.
2. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.
3. Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:
1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;
2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;
3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.*
4. Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.
5. Правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.
Статья 12. Ограничения деятельности микрофинансовой организации
Микрофинансовая организация не вправе:
1) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:
а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;
б) предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем;
2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;
3) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на десять и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);
4) выдавать займы в иностранной валюте;
5) в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;
6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
8) выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей*».
3 Статья: Любая компания вправе кредитовать своих работников
«…У нас открытое акционерное общество. Наша основная деятельность — производство строительных материалов. В штате около 300 сотрудников. Некоторым работникам по их просьбе выдаем займы. Сторонних специалистов кредитовать не планируем. Надо ли нам зарегистрироваться в качестве микрофинансовой организации?..»
— Из письма главного бухгалтера Татьяны Заварухиной, г. Санкт-Петербург
Нет, Татьяна, не надо.
Компании вправе выдавать займы работникам на основании Гражданского кодекса. Для этого компании не надо получать статус микрофинансовой организации. Такого требования в кодексе нет. Подобной нормы не содержит и закон, который регулирует деятельность микрофинансовых организаций (Федеральный закон от 02.07.10 № 151-ФЗ).
На практике иногда возникают споры, если компания выдает займы систематически не только работникам, но и другим «физикам». Причем компания открыто рекламирует свои услуги по кредитованию. Если компания не зарегистрирована как микрофинансовая организация, Федеральная служба по финансовым рынкам штрафует ее до 30 000 рублей по статье 15.26.1 КоАП РФ. В вашем регионе практика не сложилась. Но в других штраф удается оспорить, так как в КоАП РФ прописана ответственность только для компаний со статусом микрофинансовой организации (решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.12 № А40-7190/12-154-71). Но чтобы не рисковать, займы безопасно выдавать только работникам.*
Александр Неверов, эксперт «УНП»
Журнал «Учет. Налоги. Право» №34, 18–24 сентября 2012