При отсутствии первичного чека в данном ситуации организация может быть привлечена к ответственности за неоприходование наличной выручки (за данное нарушение предусмотрена ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ). Вероятнее всего, при возникновении подобных претензий со стороны налоговой инспекции организации придется решать вопрос в судебном порядке.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
Ситуация:Что делать, если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа
Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:*
· какая сумма пробита в чеке: больше, чем стоимость покупки, или меньше;
· может ли кассир-операционист заменить ошибочный чек правильным или нет.
Если в кассовом чеке указана сумма большая, чем стоимость покупки, возможны два варианта.*
Если ошибка обнаружена сразу же (например, если покупатель еще не отошел от операционной кассы), покупателю следует выдать новый чек с правильной суммой платежа. Ошибочный чек нужно погасить. В конце смены на всю сумму платежа по ошибочному чеку составьте акт по форме № КМ-3. Погашенный чек наклейте на лист бумаги и приложите к акту. Кроме того, ошибочную сумму укажите в графе 15 журнала кассира-операциониста.
Такой порядок следует из пункта 4.3 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Порядок действий при обнаружении ошибки в конце смены (когда заменить выданный чек невозможно) законодательно не урегулирован. Тем не менее на практике можно поступать так же, как и в первом случае. Составьте акт по форме № КМ-3 и укажите в нем разницу между правильной и ошибочно пробитой суммой платежа. Эту же разницу отразите в графе 15 журнала кассира-операциониста.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Приложить к акту неправильный чек в этом случае не удастся. Поэтому при проверке налоговая инспекция может обвинить организацию в неоприходовании наличной выручки. Ответственность за такое нарушение предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решать спор придется в арбитраже. Некоторые судьи считают, что исправление подобных ошибок в отсутствие кассовых чеков правомерно (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 мая 2006 г. № Ф04-2909/2006(22691-А70-7), Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г. № А56-20348/2005, от 7 сентября 2004 г. № А56-14926/04, от 29 сентября 2004 г. № А52/1052/2004/2, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2004 г. № А33-15332/03-С6-Ф02-468/04-С1).*
Если в кассовом чеке указана сумма меньшая, чем стоимость покупки, кассиру-операционисту достаточно пробить дополнительный чек на разницу. Сделать это можно сразу после того, как был обнаружен излишек денежных средств в кассе. В противном случае при проверке налоговая инспекция может привлечь организацию к ответственности за совершение административного правонарушения. По статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к неприменению ККТ приравнивается, в частности, пробитие чека с указанием суммы, меньшей, чем та, которую уплатил покупатель (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16, определение ВАС РФ от 18 марта 2009 г. № ВАС-2583/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2008 г. № А10-763/08-Ф02-3901/08, Уральского округа от 16 января 2007 г. № Ф09-11858/06-С1, Московского округа от 24 июля 2006 г. № КА-А41/6587-06-П).*
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга