Возвратный или обратный лизинг — это финансовая операция, в ходе которой лизингодатель выкупает имущество у вас же, а затем передает его Вам в лизинг. Обратных лизинг представляет собой две операции: продажу имущества и получение имущества в лизинг. Продажа имущества отражается в общем порядке. При этом делаются проводки: Дебет 01 Кредит 01 – отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства; Дебет 02 Кредит 01 – отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта, Дебет 62 (76) Кредит 91-1 – отражена выручка от реализации основного средства; Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС); Дебет 91-2 Кредит 01– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства. Получение имущества в лизинг отразите проводкой: Дебет 001 (если имущество учитывается на балансе лизингодателя) или Дебет 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 76 субсчет «Стоимость предмета лизинга» (если имущество учитывается на балансе лизингополучателя).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Купля-продажа с обратным выкупом: преимущества и риски для продавца
В деловом обороте получил распространение обратный выкуп в лизинговых отношениях – когда лизингодатель покупает имущество, предназначенное для передачи в лизинг* (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 13 июня 2013 г. по делу № А55-14430/2011, определением ВАС РФ от 13 января 2014 г. № ВАС-12989/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). Тем самым лизингодатель снижает свои финансовые риски. В принципе лизинг можно отнести к разновидности венчурного бизнеса, поскольку всегда имеется риск того, что лизингополучатель не выполнит своих финансовых обязательств перед лизингодателем.* Разумеется, лизингодатель в случае злостной просрочки лизинговых платежей или наступления полной несостоятельности лизингополучателя вправе расторгнуть договор лизинга и потребовать предмет лизинга обратно. Собственником предмета лизинга остается лизингодатель, но где гарантия, что лизингодатель сможет без потерь заключить новый договор лизинга или продать предмет лизинга на вторичном рынке? И кто возместит лизингодателю издержки, в том числе связанные с транспортировкой, хранением и реализацией предмета лизинга?
Александр Симачев
руководитель юридического департамента ОАО «Корпорация "Иркут"» (авиастроение)
2. Рекомендация: Как лизингополучателю отразить в бухучете и при налогообложении получение лизингового имущества
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Лизингодатель покупает и передает в лизинг то имущество, которое понадобилось вашей организации*. У кого покупать имущество, также определяете вы. Либо можно предоставить такое право выбора лизингодателю, закрепив условие об этом в договоре. Такой порядок следует из абзаца 1 статьи 665 Гражданского кодекса РФ и абзаца 3статьи 2 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.
Кроме того, можно заключить так называемый договор возвратного лизинга. По нему лизингодатель выкупает имущество у вас же. Такую операцию в бухучете и при налогообложении оформите как продажу имущества.* Это следует из абзаца 3 статьи 2 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ. Подробнее о продаже имущества в случае возвратного лизинга см.:
- Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств;
- Как отразить при налогообложении продажу основных средств.
В остальном отличий между возвратным и обычным лизингом нет. Учитывать получение имущества по такому договору нужно в том же порядке.*
Важная деталь: лизингодатель остается собственником имущества и после передачи его во временное пользование. Право собственности может перейти к вам только при наличии условия о выкупе (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 19 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ). Если не выкупаете предмет лизинга, то по окончании договора его нужно вернуть лизингодателю.
Бухучет
На стадии заключения договора можно сразу согласовать, на чьем балансе будет числиться предмет лизинга. От этого зависит, как вы учтете расходы на содержание объекта и кто будет платить налог на имущество*.
Основные отличия и особенности учета удобнее посмотреть в таблице.
Когда имущество учитывается у лизингодателя, отразите его за балансом. Если же полученное имущество учитывается у вас на балансе, отразите его в составе основных средств*. В особом порядке также надо отразить расходы, которые связаны с получением лизингового имущества (п. 1 ст. 31 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ).
Имущество на балансе лизингодателя
Имущество, полученное по договору лизинга, в котором указано, что учитывается оно лизингодателем, отразите за балансом. Для этого используйте забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства» (п. 8 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15). При получении имущества сделайте проводку:*
Дебет 001
– принят к учету предмет лизинга.
Стоимость арендованного имущества отражайте в оценке, указанной в договоре (Инструкция к плану счетов). Как правило, эта оценка равна первоначальной стоимости имущества, определенной лизингодателем*.
К счету 001 можно организовать аналитический учет:
- по лизингодателям;
- по каждому объекту, полученному в лизинг.
Полученные в лизинг основные средства, находящиеся за пределами России, учтите на счете 001 также обособленно.
Такие правила предусмотрены в Инструкции к плану счетов.
Имущество на балансе лизингополучателя
Лизинговое имущество, которое согласно договору учитывается на вашем балансе, примите к учету как объект основных средств. Для этого к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» откройте субсчет «Имущество, полученное в лизинг». На нем отразите первоначальную стоимость лизингового имущества (по данным лизингодателя, на основании акта приема-передачи или договора).*
Такой порядок учета следует из пункта 8 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15, и пунктов 4, 7 и 8 ПБУ 6/01.
При получении лизингового имущества на баланс сделайте такие проводки:*
Дебет 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 76 субсчет «Стоимость предмета лизинга»
– отражена стоимость имущества, полученного по договору лизинга (без НДС, т. к. передача лизингового имущества на баланс лизингополучателю не облагается этим налогом).
После этого примите лизинговое имущество к учету на счет 01 «Основные средства». Для этого к счету 01 откройте отдельный субсчет «Основные средства, полученные в лизинг». В бухучете сделайте проводку*:
Дебет 01 субсчет «Основные средства, полученные в лизинг» Кредит 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»
– отражено в составе основных средств имущество, полученное в лизинг.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 01, 08).
Подробнее об этом см. Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств
Бухучет
В бухучете выбытие имущества из состава основных средств отразите на счете 01. Для этого можно открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого счета отразите первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства, по кредиту – сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации:*
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.
В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость основного средства.
Проверить данные поможет формула:*
Остаточная стоимость основного средства |
= |
Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства |
– |
Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации |
Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов (счет 01).
Выбытие зданий или сооружений
Если здание, сооружение передают покупателю до того, как переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке, то уже на момент подписания акта по форме ОС-1а объекты перестают обладать всеми признаками основных средств. Поэтому остаточную стоимость зданий, сооружений, не дожидаясь реализации (перехода права собственности), нужно списать. Финансовое ведомство рекомендует использовать для этих целей счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» (письмо Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20, доведенное до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 31 марта 2011 г. № КЕ-4-3/5085). Такую хозяйственную операцию отражают проводкой:*
Дебет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость выбывающего основного средства, право собственности на который подлежит госрегистрации.
Выручка и расходы при реализации основного средства
Для учета доходов и расходов от продажи основного средства используйте:*
– счет 91-1 «Прочие доходы», на котором отражайте выручку от реализации объекта;
– счет 91-2 «Прочие расходы», на котором отражайте остаточную стоимость выбывшего основного средства и прочие расходы, связанные с его продажей.
Выручку от реализации отразите в составе прочих доходов, когда право собственности на проданное основное средство переходит к покупателю. Для недвижимости это момент, когда право собственности зарегистрировано. Выручкой признавайте сумму, предусмотренную в договоре купли-продажи* (поставки, мены).
Одновременно в состав прочих расходов включите остаточную стоимость проданного основного средства и другие затраты, связанные с продажей. Например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.
Такой порядок предусмотрен в пунктах 30 и 31 ПБУ 6/01, пунктах 12 и 16 ПБУ 9/99, пункте 11 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счета 01 и 91).
Записи на счете 91 делайте на основании:*
– договора купли-продажи (передачи, мены);
– акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б);
– свидетельства о регистрации права собственности (по объектам недвижимости);
– документов, подтверждающих расходы, связанные с продажей основного средства (например, акта об оказании услуг транспортной компанией, перевозящей объект, расчетной ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам, производящим предпродажную упаковку, и т. д.).
Такой порядок предусмотрен статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Для субъектов малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов. Подробнее об этом см. Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства.
При отражении доходов и расходов от продажи основного средства делайте проводки:*
Дебет 62 (76) Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства» (счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»)
– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства (остаточная стоимость основного средства, право собственности на которое подлежит госрегистрации);
Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76...)
– учтены в составе прочих расходов затраты, связанные с продажей основного средства;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по затратам, связанным с продажей основного средства.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Если расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают полученный от продажи доход, разница между ними признают убытком. В бухучете сумму убытка относят к расходам текущего периода и включают в прочие расходы единовременно в том месяце, когда произошла реализация* (п. 11 ПБУ 10/99).
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
14.08.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.