Вопрос: Мы (ОАО) приобретаем сувенирную продукцию (сумки, ручки и т.д. с логотипом организации) через стороннюю организацию для нашего юбилейного мероприятия. По смете затрат предусмотрено списание через 91 счет - расходы на юбилейные мероприятия. Как лучше приходовать эти товары (через сч.10 или 41). По каким первичным документам производить списание этой продукции на 91 сч. Как быть с суммой НДС? Должен ли быть список лиц, которым эти сувениры будут вручены? Возникает вопрос с НДФЛ. Все эти материалы будут подарены не только нашим сотрудникам, но и гостям.
Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
Ответ: 1. Поступление рекламной продукции отражайте следующим образом:
Дебет 10 Кредит 60 – приняты к учету материалы, предназначенные для раздачи в рекламных целях.
2. Списание сувенирной продукции оформляется на основании Приказа руководителя, отчета распространителя о проделанной работе (или ведомости выдачи).
3. Входной НДС: сумму НДС к вычету нужно определять пропорционально доле расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Если вся стоимость сувенирной продукции не уменьшает налоговую базу, то входной НДС к вычету принять нельзя.
4.Если расходы на приобретение единицы рекламных товаров (с учетом НДС, предъявленного поставщиками) превышают 100 руб., то на стоимость безвозмездно переданных сувениров нужно начислить НДС.
Еще читайте: Расходы на рекламу нормируемые и ненормируемые в 2020 году
5. НДФЛ со стоимости сувениров начисляйте, если стоимость рекламной продукции, переданной конкретному физическому лицу за налоговый период, превышает 4000 руб. Если стоимость сувениров превышает 4000 рублей, необходимо иметь список лиц, которые получили данные подарки, для начисления НДФЛ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99. Такие расходы должны быть подтверждены документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поскольку рекламой признается распространенная информация, документального подтверждения требует не только заказ самой рекламы, но и ее фактическое распространение (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).
Подтверждением распространения рекламы, в частности, могут быть:
- отчеты распространителей рекламы о проделанной работе, например, о количестве розданных листовок;*
- эфирные справки телерадиостанций;
- справки метрополитена об оказании рекламных услуг.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/467, от 22 июня 2012 г. № 03-03-06/2/71.
Затраты на рекламу отражайте на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). К этому счету целесообразно открыть соответствующий субсчет «Расходы на рекламу».
Бухучет: реклама размещается самостоятельно
Организация может самостоятельно распространять рекламную продукцию. Приобретенные или изготовленные рекламные материалы, например, канцтовары с логотипом организации, брошюры, каталоги, отразите на счете 10 по фактическим затратам. Аналитический учет ведите отдельно по каждому виду рекламной продукции. Для этого к счету 10 откройте субсчет «Рекламные материалы».
Поступление рекламной продукции отражайте следующим образом:
Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60;
– приняты к учету материалы, предназначенные для раздачи в рекламных целях.*
После раздачи материалов отнесите их стоимость на счет 44:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»
– списана стоимость рекламных материалов на основании акта об их расходовании.
При раздаче (например, на выставках, демонстрациях) в рекламных целях товаров, которые изначально предполагалось продавать, их стоимость отразите на счете 41 субсчет «Товары, переданные в рекламных целях». А после раздачи образцов на основании отчета распространителя рекламы спишите стоимость розданных товаров в расходы – в дебет счета 44 субсчет «Рекламные расходы».
Аналогично отражайте в бухучете готовую продукцию, переданную в рекламных целях. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на продажу готовой продукции (работ, услуг).
НДФЛ
Стоимость призов, подарков, сувениров, раздаваемых в ходе рекламной компании физическим лицам, является их доходом в натуральной форме (ст. 41 НК РФ). Этот доход облагается НДФЛ в случае, если стоимость рекламной продукции, переданной конкретному физическому лицу за налоговый период, превышает 4000 руб.* (п. 28 ст. 217, п. 1 ст. 210 НК РФ). Со стоимости рекламной продукции меньше этого порога исчислять и удерживать НДФЛ не нужно.
Подробнее об этом см.:
- Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении призов (выигрышей), полученных гражданами в результате проведения стимулирующей (бесплатной) лотереи (лотереи, проводимой в целях рекламы товаров);
- Нужно ли сдать в налоговую инспекцию справку по форме 2-НДФЛ в отношении призов (выигрышей), полученных гражданами в результате проведения стимулирующей (бесплатной) лотереи (лотереи, проводимой в целях рекламы товаров).
Нормируемые расходы
При расчете налога на прибыль учитывайте в пределах норм следующие рекламные расходы:
- приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям – участникам массовых рекламных мероприятий;
- расходы на иные виды рекламы, которые не включены в перечень.
Уменьшить прибыль на нормируемые рекламные расходы можно в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации товаров, работ и услуг. Подробнее об определении нормативов см. Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы.
Расходы, превышающие норматив, не учитывайте при расчете налога на прибыль (п. 44 ст. 270 НК РФ).*
ОСНО: НДС
Если при расчете налога на прибыль расходы на рекламу учитываются не полностью (в пределах норм), сумму вычета по НДС нужно определять пропорционально доле расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. «Входной» НДС, относящийся к сверхнормативной сумме таких затрат, к вычету не принимается и при расчете налога на прибыль не учитывается (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ).* Подробно об этом см. Как принять к вычету НДС по нормируемым расходам.
По рекламным расходам, которые можно учесть без ограничения, «входной» НДС полностью примите к вычету при выполнении всех необходимых условий.
НДС: льгота
Безвозмездная передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, если расходы на приобретение единицы таких товаров (с учетом НДС, предъявленного поставщиками) не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Организация вправе отказаться от льготы по НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). О том, выгодно или нет организации применять такую льготу, см. Как отказаться от льготы по НДС (приостановить ее использование).*
Ситуация: Можно ли отнести к представительским расходам при расчете налога на прибыль затраты на приобретение сувениров для участников деловой встречи
Да, можно при соблюдении определенных условий.
Перечень представительских расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ (подп. п. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). В нем не предусмотрено затрат на приобретение сувениров для участников деловой встречи. Поэтому эти расходы учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 марта 2010 г. № 03-03-06/1/176, от 16 августа 2006 г. № 03-03-04/4/136.
В то же время представители налоговой службы не отрицают возможности учесть стоимость сувениров в составе представительских расходов организации при соблюдении определенных условий, а именно:
- на сувенире присутствует логотип организации;
- сувенирная продукция вручается участникам деловой встречи во время официального приема в целях установления (поддержания) взаимного сотрудничества.*
Такой вывод содержится в письмах МНС России от 16 августа 2004 г. № 02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30 апреля 2008 г. № 20-12/041966.2.
Арбитражной практики по вопросу учета в составе представительских расходов сувениров для участников деловой встречи в настоящее время не сформировалось. Однако есть примеры судебных решений, в которых суды признавали правомерным включение аналогичных расходов (в частности, затрат по оформлению зала для деловых встреч) в состав представительских (см. например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. № Ф04-2610/2006(22165-А46-40), Северо-Западного округа от 3 ноября 2005 г. № А56-9369/2005, Поволжского округа от 1 февраля 2005 г. № А57-1209/04-16). В них судьи указывали на то, что указанные затраты направлены на установление контактов с потенциальными клиентами (партнерами) организации. Следовательно, такие расходы можно признать экономически обоснованными и учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении представительские расходы, произведенные во время командировки»
Как оформить и отразить в бухучете выдачу сотруднику (ребенку сотрудника) подарка
Документальное оформление
Подарки сотрудникам, а также их детям передаются на безвозмездной основе – по договору дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Такой договор организация вправе заключить как в устной, так и в письменной форме. Однако есть случаи, когда письменная форма договора дарения обязательна. В частности, если организация передает на безвозмездной основе:
- имущество стоимостью более 3000 руб.;
- недвижимое имущество.
Об этом говорится в статье 574 Гражданского кодекса РФ.
Ситуация: как оформить списание материально-производственных запасов при выдаче сотруднику подарка
Общую стоимость ценностей, переданных в подарок сотрудникам (или их детям), спишите на основании первичных документов на их отпуск. Это могут быть накладные на отпуск материалов на сторону (формы № М-15), приказы на отпуск и т. д.* (п. 132 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).
Кроме того, для того чтобы организовать контроль за получением подарков, можно вести ведомость их выдачи.* Это позволит определить, кто из сотрудников и когда получил вещественное поощрение, а кто еще нет. Так лучше поступить, когда организация выдает подарки сразу группе сотрудников.
Бухучет
Основанием для выдачи подарков является приказ руководителя.*
Расчеты с сотрудниками (кроме расчетов по оплате труда), в том числе по выданным подаркам, отражаются в учете с использованием счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Бухучет подарков зависит от того, что передается сотруднику в качестве дара.
Если сотруднику (ребенку сотрудника) передаются товарно-материальные ценности (ТМЦ), то в учете отражаются следующие операции:
Дебет 73 Кредит 41 (10, 43)
– списана стоимость товаров (материалов, готовой продукции), переданных в подарок сотрудникам (детям сотрудников);
Дебет 91-2 Кредит 73
– задолженность сотрудников за переданные ТМЦ отнесена на прочие расходы, ввиду того что передача безвозмездна.
Передачу ТМЦ нужно отразить по фактической себестоимости (п. 132 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).
Если сотруднику (ребенку сотрудника) передаются, например, билеты на какое-либо мероприятие, то для учета данных билетов организация должна применять счет 50-3 «Денежные документы». В такой ситуации в бухучете будут отражены следующие проводки:
Дебет 73 Кредит 50-3
– списана стоимость билетов, переданных в подарок сотрудникам (детям сотрудников);
Дебет 91-2 Кредит 73
– задолженность сотрудников за переданные билеты отнесена на прочие расходы, ввиду того что передача безвозмездна.