С 1 июня 2007 года все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение. Для этого туристическая компания может получить банковскую гарантию. В нашей статье мы поговорим о том, как учесть расходы по оплате такой гарантии.
Что сказано в законодательстве
Для начала определимся, что туроператором может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации. Чтобы получить финансовое обеспечение, турфирме следует заключить договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо получить банковскую гарантию.
Бухгалтерский учет
В соответствии с требованиям пункта 8 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» выдача банковских гарантий относится к банковским операциям.
Расходы по оплате банковских услуг признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих расходов. Это следует из пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. Такие затраты туристические компании отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы»).
Но предварительно затраты на оплату банковской гарантии следует учитывать как расходы будущих периодов по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». С этого счета бухгалтер турфирмы списывает их в дебет счета 91 ежемесячно в течение срока действия банковской гарантии.
В таком случае в бухгалтерском учете туристической компании нужно сделать следующие проводки:
Дебет 97 Кредит 76 субсчет «Расчеты с банком»
– отражены расходы по получению банковской гарантии;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с банком» Кредит 51
– оплачены банковские услуги;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 97
– списана доля расходов по получению банковской гарантии (проводка делается ежемесячно в течение срока действия финансового обеспечения).
Налоговый учет
В целях исчисления налога на прибыль расходы, связанные с получением банковской гарантии, являющейся условием осуществления туроператорской деятельности, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Основание – подпункт 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом данные расходы признаются косвенными и уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного (налогового) периода, в котором они осуществлены. Это следует из статьи 318 Налогового кодекса РФ. В то же время, согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 265 главного налогового документа, расходы по оплате услуг банка могут быть отнесены к внереализационным расходам. Турфирма может принять решение о списании данных расходов равными долями в течение срока действия гарантии.
Конкретный порядок учета расходов, связанных с получением банковской гарантии, следует определить в учетной политике компании для целей налогообложения.
НДС при получении банковской гарантии
Операции, осуществляемые банками по выдаче банковских гарантий, не облагаются НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Поэтому «входной» НДС у туристической компании в данном случае отсутствует.
О размере финансового обеспечения
Размер финансового обеспечения, определяемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, не может быть менее:
– 5 000 000 руб. – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма или международного и внутреннего туризма (с 1 июня 2008 года этот размер должен составлять 10 000 000 руб.);
– 500 000 руб. – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма.