К сожалению, на практике встречаются ситуации, когда при перечислении средств поставщику в платежных документах неверно указаны данные контрагента. К чему может привести такая ошибка и как исправить ситуацию? Давайте разбираться.
Когда ошибка может быть обнаружена?
Кроме плательщика (аптеки) и банка, в процессе безналичного перевода участвуют еще и банк, обслуживающий получателя (контрагента аптеки), и сам получатель денежных средств. Деньги проходят следующий путь: расчетный счет плательщика – корреспондентский счет банка плательщика – корреспондентский счет банка получателя – расчетный счет получателя.
Ошибка может быть выявлена на разных этапах, но чем раньше ее обнаружат, тем проще вернуть деньги.
Деньги со счета не списаны
При заполнении платежного поручения указываются данные получателя средств: фирменное наименование организации, ИНН, БИК, корреспондентский счет, расчетный счет. Таково требование Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Некоторые из комбинаций таких признаков автоматически проверяются банковскими программами. Случаи выявления несоответствия, например, номера БИК и корреспондентского счета банка операцию автоматически блокируют. Это может произойти на первоначальном этапе – при списании денег с расчетного счета аптеки на корреспондентский счет банка. Тогда представитель банка уведомит аптеку, что перечисление по такой платежке невозможно.
Деньги со счета сняты, но получателю не зачислены
Если деньги все-таки будут сняты и зачислены на корреспондентский счет банка получателя (контрагента), последний должен будет перечислить средства на расчетный счет клиента. Но так как данные в платежке неверные, работники этого банка столкнутся со сложностью. Ведь у банка нет клиента с указанными данными. Как правило, не найдя среди своих клиентов указанного получателя, банк возвращает деньги банку плательщика. Он, в свою очередь, вернет их аптеке.
Итак, в этом случае деньги также вернутся аптеке, но по сравнению с предыдущим вариантом в более поздний срок.
Деньги зачислены на «чужой» счет
На практике возможен еще один вариант развития событий. Он крайне нежелателен для аптеки. Работники банка получателя тоже могут ошибиться и зачислить деньги на расчетный счет не того лица. В этом случае лицо, получившее не предназначенные ему деньги, должно позаботиться о том, чтобы вернуть их. В противном случае пользование этими деньгами будет незаконным. Однако лицо, удерживающее чужие деньги, по меньшей мере должно узнать о неосновательности получения им денежных средств. По мнению совместного Пленума ВС РФ и ВАС РФ, выраженному в постановлениях от 8 октября 1998 г. № 13 и № 14, это должно произойти при представлении ему банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету.
Кто вернет ошибочно перечисленные средства?
Аптека, ошибочно указавшая неверные реквизиты, может предпринять необходимые меры и потребовать возврата ошибочно перечисленных денег. Но у кого? Необходимо помнить, что банк плательщика в этой ситуации надлежащим образом исполнил свои обязательства перед владельцем счета и деньгами фактически не владеет. Поэтому этот банк не может нести ответственность за неверное зачисление денежных средств. Но он может (но не обязан) оказать некое содействие владельцу счета – аптеке.
Остаются два лица – банк получателя денег и сам получатель. О последнем, в силу требований закона, аптека узнать не может. Остается банк получателя. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации именно он должен явиться ответчиком и вернуть аптеке ее деньги. Основание предъявления требования к банку – нарушение им правил совершения банковских операций, которое повлекло за собой потерю средств. А уж со своего клиента, если именно он удерживает деньги, банк может взыскать уплаченные денежные средства в порядке регресса.
Темы: