Возможность признавать в налоговом учете расходы, связанные с обучением персонала как по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, так и на профессиональную подготовку и переподготовку, предусмотрена в пункте 3 статьи 264 Налогового кодекса. Они включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Правда, есть особые требования. Учесть эти расходы можно, только если соответствующее обучение, подготовка или переподготовка осуществляются на основании договора:
- с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию;
- с иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.
Отсюда два вывода.
Во-первых, учить работников за границей не запрещено и расходы на такое обучение учесть в целях налогообложения можно. Во-вторых, необходимо, чтобы у иностранного образовательного учреждения был соответствующий статус. И в-третьих, с этим образовательным учреждением нужно обязательно заключать договор об оказании услуг по обучению – это необходимо для подтверждения расходов на обучение персонала за границей.
Какие документы потребуются, чтобы списать расходы
Последний момент – наличие договора с иностранным образовательным учреждением очень важен. Без него признать расходы нельзя, даже если имеются другие документы – счет за обучение, программа обучения, сертификат о прохождении обучения, платежные документы и т. д.
На это обращалось особое внимание в письме Минфина России от 9 ноября 2012 г. № 03-03-06/2/121. Но и одного договора и платежки тоже будет мало. Еще шесть лет назад столичные налоговики в письме УФНС России по г. Москве от 17 февраля 2006 г. № 20-12/12674 привели перечень документов, необходимых в случае, когда работник обучается за рубежом:
- договор (контракт) с иностранным образовательным учреждением;
- программа обучения;
- свидетельства или сертификаты после завершения обучения, подтверждающие оказание услуг по профессиональной подготовке.
Так что для исключения налоговых споров рекомендуем собирать все вышеперечисленные документы. Кроме того, желательно еще получить подписанный обеими сторонами акт об оказании образовательных услуг.
Дополнительные документы – программа обучения, свидетельства и другие – нужны в большей степени для того, чтобы доказать целесообразность расходов с точки зрения исполнения требований статьи 252 Налогового кодекса РФ.
При этом само по себе количество часов обучения принципиального значения не имеет. В письме от 12 марта 2010 г. № 03-03-06/2/42 Минфин России указывал, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает зависимости между количеством часов обучения работников или какими-то еще дополнительными критериями (помимо указанных в пункте 3 статьи 264 Налогового кодекса).
В том числе и отсутствие свидетельства или сертификата об обучении по той причине, что это обучение работник не завершил, на практике не является препятствием для признания фактически понесенных расходов на его обучение. Это вытекает, по сути, из предыдущей предпосылки об отсутствии непосредственно в налоговом законодательстве привязки права на признание расходов к объему программы и завершению полного курса обучения.
Ведь даже прослушав неполный курс, работник мог получить знания, которые он с успехом применит при исполнении своих должностных обязанностей. В арбитражной практике есть примеры, когда судьи разделяли данную точку зрения и подтверждали правомерность признания таких расходов ( постановление ФАС Московского округа от 7 июня 2011 г. № КА-А40/5289-11 ).
Для того чтобы свести к минимуму вероятность претензий налоговых органов по поводу экономической обоснованности расходов, имеет смысл дополнительно получить от работника отчет о прохождении обучения. Он составляется в произвольной форме, для того чтобы лишний раз зафиксировать цель обучения, подтвердить его производственную необходимость и, следовательно, обоснованность расходов.
В частности, работник предприятия может резюмировать суть прослушанного курса, назвать (перечислить) конкретные сферы и направления применения полученных знаний в деятельности организации (то есть как он собирается использовать их при исполнении своих должностных обязанностей для повышения эффективности деятельности компании).
Оформляем командировку на время обучения
Обучение персонала за рубежом подразумевает отрыв от производства и необходимость оплаты стоимости проезда и проживания в месте прохождения обучения.
Поездку на учебу оформляют как обычную заграничную командировку. В частности, нужно составить приказ о направлении сотрудника в командировку, выплатить ему аванс (возможно, в виде наличной иностранной валюты или путем зачисления необходимых средств на корпоративную или личную, в том числе зарплатную, карту работника), можно также организовать саму поездку (забронировать или купить билеты, забронировать номер в гостинице и, возможно, оплатить его в безналичной форме и т. д.). Также следует предусмотреть суточные.
Причем конкретные размеры суточных устанавливаются каждой организацией самостоятельно в рамках коллективного договора либо в виде отдельного приказа.
Отметим, что никто не запрещает устанавливать различные нормы для разных стран или даже для разных городов в пределах одной страны.
Суточные за день перемещения из одной страны в другую рассчитываются по норме той страны, куда направляется работник.
Соответственно по возвращении из командировки работник должен представить авансовый отчет, к которому прилагаются все оправдательные документы: билеты (в том числе электронный билет), счета из гостиниц, слипы (если оплата производилась по картам) и т. д.
Еще по этой теме: Единый документ, которым можно оформить командировку
Расходы, которые нельзя списать
В пункте 3 статьи 264 Налогового кодекса особо оговорено, что нельзя признать в целях обложения налогом на прибыль расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг.
Поэтому, например, если в программу пребывания работника за рубежом помимо собственно обучения включены и развлекательные мероприятия, их стоимость налоговые инспекторы в уменьшение налоговой базы не примут.
В этом плане, конечно, лучше, если в договоре, программе и иных документах вообще не будет никакого упоминания о развлечениях, отдыхе и лечении. А если они есть, тогда нужно проследить, чтобы соответствующие суммы были указаны отдельно, и предусмотреть их покрытие за счет чистой прибыли (то есть не включать их в расчет налоговой базы по налогу на прибыль).
Как отразить валютные операции в учете
При отражении операций по обучению за рубежом основной сложностью обычно становится необходимость производить пересчет сумм, выраженных и оплачиваемых в иностранной валюте, в рубли.
Напомним, что пересчет дебиторской и кредиторской задолженности в связи с изменением курса валюты производится на дату совершения операции и на отчетные даты (на последнее число месяца), за исключением сумм полученных и выплаченных авансов.
А это значит, что если, к примеру, при заключении договора с иностранным образовательным учреждением организация уплачивает 100-процентный аванс за обучение персонала, перечисленную сумму нужно перевести в рубли только один раз по курсу на дату фактического списания денежных средств с валютного счета.
В дальнейшем, когда образовательные услуги будут оказаны и работник предъявит документ об обучении, расходы будут признаны на счете 26 «Общехозяйственные расходы» или на счете 44 «Расходы на продажу» либо других счетах в той же сумме вне зависимости от последующих колебаний курса валюты.
То же самое справедливо и в отношении расчетов по командировочным расходам.
Если работнику выплачивается аванс в иностранной валюте, сумма его задолженности (и признаваемых впоследствии расходов) фиксируется в рублях на дату фактической выплаты аванса (наличными из кассы либо в безналичном порядке с валютного счета).
А вот если, к примеру, расчеты производятся с использованием корпоративной карты и даты авансового отчета, слипов, билетов и счетов предшествуют дате фактического списания банком денежных средств с карточного счета, переоценка производится и возникает курсовая разница. Сначала признанные расходы и образующаяся кредиторская задолженность по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» оцениваются по курсу на дату утверждения авансового отчета, затем отражаются погашение задолженности на счете 71 и списание средств с карточного счета уже по курсу на эту дату, и соответственно выявляется курсовая разница. Суммы курсовых разниц относят на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Умный график отпусков на 2024 год: как составить, заполнить и утвердить
- Когда суд обвинит работодателя, объявившего работнику взыскания, в злоупотреблении
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Отгул в ТК РФ: что это такое, как предоставляют и оформляют