Списание основных средств: инструкция
Как списать основные средства с баланса
Основное средство списывайте с бухучета, если объект выбыл или стал не способен приносить экономические выгоды в будущем. В пункте 40 ФСБУ 6/2020 перечислены некоторые из оснований. В частности, объект:
- прекратили использовать из-за физического или морального износа и нет перспектив продажи или возобновления использования (подп. «а» п. 40 ФСБУ 6/2020);
- продали, обменяли, вложили в уставный капитал, отдали в лизинг, передали в некоммерческую организацию (подп. «б» п. 45 ФСБУ 6/2020);
- физически выбыл в связи с утратой, стихийным бедствием, пожаром, аварией и другими чрезвычайными ситуациями (подп. «в» п. 45 ФСБУ 6/2020);
- нельзя эксплуатировать из-за истечения нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации этого объекта (подп. «г» п. 40 ФСБУ 6/2020);
- использовали в деятельности, которая прекращена, и нет возможности использовать его в продолжающейся деятельности (подп. «д» п. 40 ФСБУ 6/2020).
Таким образом, возможны ситуации, когда списание предшествует физическому выбытию объекта, в том числе его демонтажу, ликвидации, продаже, передаче (п. 41 ФСБУ 6/2020, п. 5 решения Рекомендации НРБУ «БМЦ» № Р-27/2012-КпР «Ликвидация основных средств с длительным демонтажом»). Объект нельзя отражать в составе основных средств, если он перестал отвечать критериям признания как таковым. При этом не имеет значения, что объект еще существует физически.
Подсказка от журнала «Главбух»
Возможно, вы не исправляли первичку в 2022 году, когда начали применять новый ФСБУ по основным средствам. Поэтому делаете это сейчас. В этом случае нужно утвердить в учетной политике обновленные формы.
Документальное оформление списания основных средств
Перечень документов зависит от того, на каком основании списываете основное средство. При ликвидации или разукомплектации решение о списании объекта из-за неисправности принимают на основании заключения комиссии.
В небольших организациях вопросы о состоянии, возможности дальнейшего использования и дальнейших мероприятиях решает одна комиссия. В крупных эти вопросы могут принимать разные комиссии. Само решение о списании объекта и дальнейших мероприятиях, как правило, определяет руководитель приказом.
Какие документы оформить при списании основных средств в 2023 году
Вид документа |
Назначение |
При каком списании оформлять |
Документы по учету активов |
||
Инвентарная карточка по форме № ОС-6 или форме № ОС-6а, или инвентарная книга по форме № ОС-6б, или самостоятельно разработанные формы |
Для учета сведений об объекте, в том числе о его выбытии |
Отметку в карточке нужно делать при любом списании: продаже, мене, вкладе в уставный капитал, безвозмездной передаче, ликвидации или разукомплектации |
Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий, по форме № 4-ДМ |
В ежегодной форме отчетности отразите данные об объектах, содержащих драгоценные металлы. Данные о списании сформируют строки по основным средствам. Добавьте строки для учета драгоценных металлов в долгосрочных активах к продаже |
При подготовке отчетности учтите любое списание: продажу, мену, вклад в уставный капитал, безвозмездную передачу или ликвидацию |
Документы для создания рабочих групп |
||
Приказ о создании постоянно действующей комиссии по оценке состояния основных средств Приказ о создании комиссии по выбытию основных средств Приказ о создании комиссии для ликвидации основного средства |
Можно создать постоянно действующую комиссию или комиссию только по выбытию ОС. В любом случае такая комиссия оценит обоснованность ликвидации или разукомплектации объекта |
При ликвидации или разукомплектации |
Документы для обоснования списания, ликвидации, разукомплектации, перевода в долгосрочные активы к продаже |
||
Инвентаризационная опись основных средств по форме № ИНВ-1 или аналогичная собственная форма |
По инвентаризационной описи можно выявить ОС, стоимость которых самортизирована до ликвидационной стоимости. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляют отдельную опись (п. 3.3, 3.6 Методических указаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49) |
При ликвидации или разукомплектации |
Унифицированные отраслевые формы или самостоятельно разработанные акт о выявленных неисправностях (дефектах) или дефектная ведомость |
Чтобы зафиксировать поломки, дефекты, неисправности ОС, которые нельзя исправить, восстановить, вследствие чего невозможно эксплуатировать объект в дальнейшем |
При ликвидации или разукомплектации |
Заключение комиссии о состоянии основного средства и возможности его использования |
Чтобы обосновать списание ОС с баланса организации, если его нельзя больше использовать по прямому (специальному) назначению, или определить перечень мероприятий для его восстановления |
При ликвидации или разукомплектации |
Приказ о ликвидации основного средства |
Чтобы оформить распоряжение для демонтажа, ликвидации и списания ОС вследствие полного износа, если восстанавливать и использовать дальше экономически нецелесообразно, определить сроки и ответственных |
При ликвидации |
Приказ о разукомплектации основного средства |
Чтобы разделить на части единый объект, условия использования которого изменились. Раньше объект использовался как единое целое, а теперь – по частям. В приказе идентифицируют объект к разукомплектации, определяют причину, сроки, ответственных, порядок и параметры учета новых объектов |
При разукомплектации |
Приказ о прекращении деятельности, закрытии подразделения, производства, сокращении мощностей и т. п. |
Чтобы определить последствия прекращения деятельности, закрытия подразделения, производства, сокращения мощностей, установить порядок работы и ответственных |
При любом списании ОС в результате такого прекращения деятельности |
Приказ о переводе основного средства в состав долгосрочных активов к продаже |
Чтобы перевести ОС в состав долгосрочных активов к продаже |
При продаже или мене |
Приказ о продаже основного средства без перевода в состав долгосрочных активов к продаже |
Чтобы продать ОС без перевода в состав долгосрочных активов к продаже |
При продаже или мене |
Документы по учету работ и их результатов |
||
Акты о списании основного средства, кроме автотранспорта по форме № ОС-4, автотранспорта по форме № ОС-4а, групп объектов по форме № ОС-4б или по самостоятельно разработанной форме |
Чтобы зафиксировать данные о процедуре ликвидации ОС и ее завершении (п. 6 решения Рекомендации Фонда «НРБУ "БМЦ"» № Р-27/2012-КпР). Акт составляют на основании документов о выполненных работах, сдаче на склад для дальнейшей реализации ТМЦ и металлолома, оставшихся после списания. На основании акта отражают результаты списания в инвентарной карточке или книге учета объекта |
При ликвидации или разукомплектации |
Акт о разукомплектации основного средства |
Чтобы учесть результаты разукомплектации ОС. В акте фиксируют старые и новые инвентарные номера объектов, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, срок полезного использования и иные сведения |
При разукомплектации |
Приказ о вводе в эксплуатацию основного средства |
Чтобы ввести в эксплуатацию основное средство после разукомплектации |
При разукомплектации |
Документы на передачу имущества |
||
Акт приемки-передачи имущества |
Чтобы подтвердить передачу подрядчику для демонтажа, ликвидации или на утилизацию имущества. Это могут быть случаи обязательной утилизации или обычной, по инициативе собственника бывшего основного средства |
При ликвидации |
Товарная накладная по форме № ТОРГ-12 или иной передаточный документ |
Чтобы передать покупателю ОС, а также запчасти или иные материалы, полученные при демонтаже и ликвидации основного средства |
При продаже, мене, ликвидации или разукомплектации |
Акт приема-передачи основного средства по форме № ОС-1 и по форме № ОС-1а |
Чтобы оформить передачу ОС новому собственнику |
При продаже, мене, безвозмездной передаче или вкладе в уставный капитал |
Акт приема-передачи имущества в счет вклада в уставный капитал |
Чтобы передать основное средство в счет вклада в уставный капитал, отразить стоимость, согласованную участниками, подтвержденную оценщиком, и иные данные |
При вкладе в уставный капитал |
Документ, подтверждающий остаточную стоимость ОС, для покупателя и продавца |
Для подтверждения балансовой стоимости или стоимости по данным налогового учета. При покупке, получении объекта в качестве вклада в уставный капитал или безвозмездно нужны данные о налоговой остаточной стоимости, амортизационной группе и сроках полезного использования. Организации, которая списывает объект, справка нужна, чтобы подтвердить стоимость имущества относительно балансовой стоимости всех активов, обосновать цену реализации или вклада. При продаже имущества, в стоимость которого включен НДС, справка нужна для расчета НДС с реализации. |
При продаже, мене, безвозмездной передаче или вкладе в уставный капитал |
Формы самостоятельно разработанных документов или применение унифицированных форм утверждает приказом руководитель. В собственных формах должны быть все необходимые реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).
Кроме перечисленных в таблице, используйте документы по учету работ, в том числе выполненных подрядчиками, приобретения и приемки необходимых для работ материалов и инструментов, появившихся в результате работ запчастей, материалов, сырья, в том числе для продажи. Состав таких документов аналогичен ситуациям при ремонте, реконструкции, модернизации.
Результаты работ отражаются в инвентарной карточке по учету основных средств. Это может быть унифицированная форма № ОС-6 или разработанная самостоятельно. Если капвложения увеличивают первоначальную стоимость объекта, то данные о них заносят в карточку этого основного средства. Также в карточке отмечают затраты на ремонт объекта (в унифицированной форме это соответственно разделы 5 и 6 на оборотной стороне). Если капвложения учитываете как самостоятельный объект основных средств, откройте на них собственную карточку. Какие документы оформлять при списании основных средств, смотрите в Системе Главбух, которая входит в Актион Бухгалтерия.
Проводки для списания основных средств по ФСБУ
Начисление амортизации за месяц списания основного средства зависит от условий учетной политики (п. 33 ФСБУ 6/2020). Если амортизацию начисляете с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, и заканчиваете с момента списания, то начислите амортизацию по списываемому объекту за полный месяц списания. Если выбрали начисление амортизации с даты принятия к учету, то рассчитайте ее сумму до даты списания.
При списании объекта сумма накопленной амортизации и накопленного обесценения по объекту уменьшает его первоначальную или переоцененную стоимость (п. 33, 42 ФСБУ 6/2020).
Спишите также дооценку, если есть недосписанная сумма. Это возможно, если дооценку списываете не по мере начисления амортизации или амортизацию начислили не в день списания. Сумму дооценки отнесите на нераспределенную прибыль или непокрытый убыток. Исключение – инвестиционная недвижимость, поскольку суммы дооценки по ней не формируют добавочный капитал (подп. «а» п. 20 ФСБУ 6/2020).
Бухгалтерские записи будут следующие:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– списана первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 субсчет «Амортизация» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана сумма накопленной амортизации;
Дебет 02 субсчет «Обесценение основных средств» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана сумма обесценения;
Дебет 83 Кредит 84
– списана сумма дооценки основного средства.
Балансовая стоимость с учетом прочих затрат на выбытие признается расходом периода, в котором списали объект, если нет поступлений от выбытия. Если есть поступления от выбытия, то признавайте доход или расход с учетом этих поступлений и всех затрат (п. 44 ФСБУ 6/2020).
Возможна ситуация, когда на момент списания поступлений от выбытия нет. В этом случае учтите балансовую стоимость в составе прочих расходов записью:
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– признан прочий расход в виде балансовой стоимости основного средства.
Исключение – случаи, когда в результате списания организация признает или получает иной актив, например, объект перевели в состав долгосрочных активов к продаже, передали в счет вклада в уставный капитал, при ликвидации получили запасы и долгосрочные активы к продаже.
Первоначальную стоимость основных средств в составе капвложений формируют оценочные обязательства под будущий демонтаж, утилизацию объектов и на восстановление окружающей среды (подп. «ж» п. 10 ФСБУ 26/2020, п. 8 ПБУ 8/2010, решение 6 Рекомендации Р-30/2013-КпР «Ликвидационные обязательства»). Подробнее об этом читайте в рекомендации. Оценочное обязательство отражено на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Дальнейший учет резерва зависит от причин и условий списания объекта.
В 2023 году основные средства нужно учитывать по ФСБУ 6/2020. Читайте в рекомендации, как списать с баланса основное средство, если его продали или обменяли, ликвидировали, вложили в уставный капитал другой организации, передали безвозмездно или разукомплектовали.
Ответы на все вопросы по налоговым изменениям 2023 года вы найдете в корпоративной справочно-образовательной системе «Актион 360». Просто задайте свой вопрос в поисковой строке и узнайте, как поступить именно в вашей ситуации. Разъяснения дают авторитеты в своей области – судьи, специалисты Минфина и ФНС.
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту- Статьи по теме:
- Учет основных средств в 2024 году в бухгалтерском и налоговом учете
- Продажа основных средств: проводки, примеры
- Акт и приказ на списание основных средств: образец 2022 года
- Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году
- Списание имущества в 2018 году: алгоритм для бухгалтера
Темы: