Терминология
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки по своему выбору путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Аналогичные виды обеспечения используются победителями тендера при исполнении госконтракта (п. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 369 Гражданского кодекса РФ банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.
Разберемся «кто есть кто», если эти положения применить к госзакупкам.
1. Принципал – это участник закупки, который обязан в определенных Законом № 44-ФЗ случаях уплатить госзаказчику определенную в конкурсной документации (документации об аукционе) сумму.
2. Бенефициар – это госзаказчик, который в указанных случаях вправе требовать выплаты этой суммы.
3. Гарант – это банк, который письменно обязуется погасить задолженность участника закупок перед госзаказчиком по требованию последнего.
Общие требования к банковской гарантии для госзакупок
Общие требования к банковской гарантии, используемой при госзакупках, установлены статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать (п. 2 ст. 45 Закона № 44- ФЗ):
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Запрещается включать в условия банковской гарантии требование о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (п. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).
Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (ЕИС).
Дополнительные требования к банковской гарантии для госзакупок
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы выпущено постановление Правительства РФ от 08.11.13 № 1005.
В прежней редакции постановления № 1005 были установлены лаконичные требования к форме банковской гарантии, используемой для госзакупок: она оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.14 N 1339 в постановление № 1005 внесены изменения, которые вступили в силу 20 декабря 2014 года.
Вместо требований к форме, прилагаемых к постановлению № 1005, в документ вводятся (прилагаются к постановлению) «Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В обновленном приложении сохранены условия о том, что банковская гарантия должна оформляться в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа. При этом введено уточнение: документ подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (гаранта), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
В банковской гарантии подлежат обязательному закреплению:
1) права заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных пунктом 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ. Здесь перечислены случаи, в которых банк-гарант обязан вместо участника уплатить заказчику гарантированную сумму:
- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;
2) право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством, с предварительным извещением об этом гаранта;
3) условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант. Таким образом, Правительство РФ само однозначно определило в нормативном правовом акте, что взимать комиссию за перечисление бенефициару-заказчику гарантированной суммы банк не вправе, и это обстоятельство следует закрепить непосредственно в тексте банковской гарантии;
4) перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Такой перечень прилагается к постановлению № 1005 и включает в себя:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром (заказчиком) аванса принципалу (участнику закупки), с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
В текст банковской гарантии не включать
Согласно обновленным правительственным требованиям не допускается включать в текст банковской гарантии, используемой при госзакупках:
- положение о праве банка-гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством РФ);
- требование о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта;
- условие о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (его форма приложена к постановлению № 1005) документов, не включенных в установленный постановлением № 1005 перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с таким требованием (об этом перечне мы говорили выше).
Прочее
При оформлении банковской гарантии на бумажном носителе на нескольких листах новыми требованиями предписано пронумеровать все листы, прошить, подписать и скрепить печатью (банка) гаранта.
Постановлением № 1005, помимо прочего, утверждены (прилагаются) Правила ведения и размещения в ЕИС в сфере закупок реестра банковских гарантий (далее – Правила).
Согласно пункту 4 Правил, в реестр включаются информация и документы, указанные в пункте 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, а также:
- наименование, местонахождение заказчика, являющегося бенефициаром, идентификационный номер налогоплательщика;
- копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии);
- идентификационный код закупки (обязанность указывать его в реестре вводится с 1 января 2015 года);
- сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии (при наличии).
В пункте 6 Правил установлено, что реестр банковских гарантий, включая информацию и документы, указанные в пункте 4 Правил, формируется и ведется на государственном языке Российской Федерации. В прежней редакции пункта говорилось, что наименование иностранных юридических лиц, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) иностранных физических лиц необходимо указывать с использованием букв латинского алфавита.
Поправками в постановление № 1005 к иностранным юридическим и физическим лицам добавлены лица без гражданства, а всю упомянутую выше информацию о лицах, включенных в данный перечень, предписано указывать одновременно двумя способами – как на государственном языке Российской Федерации, так и с использованием букв латинского алфавита.
Афанасий Утехин,
аудитор
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
Темы: