«…Мы перечисляем директору зарплату на его личную банковскую карточку. Никаких проблем раньше не возникало. Но недавно перечислили заем и подотчетные на карту директора. Общая сумма составила 200 тыс. руб. Директор как раз уехал в командировку. Во время поездки он хотел снять деньги, но оказалось, что после того, как заем и подотчетные на карту директора были перечислены, банк ее заблокировал. Причем на карточке были и личные деньги, поэтому руководитель остался совсем без средств. Законна ли такая блокировка?..»
(Из письма главного бухгалтера Елены Героевой, г. Москва)
Позиция банков
Николай Потапов, главный специалист по работе с активами ОАО «АК БАРС» БАНК:
— Все зависит от условий обслуживания. Банк вправе ограничить использование карточки в двух случаях. Во-первых, на основании уведомления клиента. Во-вторых, по своей инициативе, если клиент нарушает порядок использования карты, определенный договором. Об этом сказано в части 9 статьи 9 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ. Например, в договоре может быть предусмотрено, что банк блокирует карту при возникновении сомнений в законности ее использования или при мошеннических действиях. Если в договоре директора на открытие счета прописаны такие полномочия банка, то блокировка законна. Если нет, то банк не прав.
Сергей Вологин, начальник юридического отдела Московского филиала ОАО «НСТ-БАНК»:
— Банкиров наверняка насторожил сам факт перечисления займа, поэтому директору и заблокировали карту. Такие полномочия следуют изпункта 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ. Чтобы развеять подозрения, компания может пояснить, на какие цели директор получил деньги, представить договор займа и подтвердить перечисление денег выписками по счету.
Мнение независимых экспертов
Татьяна Арбатская, юрист ООО «МаркПриор»:
— Банк вправе заблокировать счет, например, если у него есть подозрения, что компания отмывает деньги. Принимать такое решение банки вправе самостоятельно либо на основании постановления, полученного от Росфинмониторинга или по решению суда. Эти полномочия дают статьи 8 и 9 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ. Чтобы разблокировать карту, как правило, достаточно представить в банк документы, из которых видна цель получения денег.
Аркадий Капкаев, начальник отдела налоговых споров и налогового планирования юридической фирмы ООО «Правовой сервис»:
— У банка есть полномочия, которые позволяют ему ограничить доступ к расчетному счету владельца карточки. Например, это возможно, если служба контроля банка посчитала сделку подозрительной. Такое право закреплено за банками в пункте 11 статьи 7 закона № 115-ФЗ. Банки вправе также запросить документы, чтобы уточнить целевое назначение переведенных средств. Поэтому директор может сам пояснить по телефону, на какие цели получил деньги, или компания может представить в банк копии документов.
Комментарий редакции
Алексей Чопяк, эксперт финансового отдела «УНП»:
— Мы согласны с банкирами и экспертами, что банк вправе ограничить использование карты. Например, чтобы убедиться, что проведенные операции — это не отмывание денег. Такой контроль предусмотрен в законе № 115-ФЗ. Тем более что после множества отозванных лицензий у банков они стали очень строго следить за подозрительными операциями. Чтобы ускорить разблокировку, самый простой способ — самому руководителю позвонить в банк и подтвердить операцию и цели получения денег. Если же банку этого недостаточно, то компания может документально подтвердить перевод. Например, для этого представить договор займа, заявление на перечисление подотчетных либо письменные пояснения. На практике этого достаточно для разблокировки в кратчайшие сроки.
- Статьи по теме:
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
- Документы, которые необходимы, чтобы оформить расчеты с подотчетниками
- Ситуации с подотчетными, в которых чаще всего путаются
- Как проверить документы от подотчетников
- Новое заявление на перечисление зарплаты на карту: образец 2024 года