Когда имущество зачислять в состав основных средств
Проблема. Проблемы, решающиеся с помощью учетной политики. Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если соблюдается ряд условий. Одно из таких условий – объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг. Однако нигде в нормативном документе нет четкого указания на дату, когда организация должна перевести основное средство со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на счет 01 «Основные средства». Ведь имущество уже с момента его приобретения предназначается для производственной деятельности. Но при этом говорить о его полной готовности к эксплуатации рано. Возможно, предприятие захочет произвести дополнительные капитальные вложения в оборудование или протестировать объект.
В ходе проверки такой путаницей могут воспользоваться инспекторы. Велика вероятность, что им не понравятся объекты, зависшие на счете 08. Особенно недвижимость, права на которую долгое время не регистрируются. Они могут обвинить компанию в уклонении от уплаты налога на имущество, ссылаясь на письмо Минфина России от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35. По мнению чиновников, недвижимые объекты нужно учитывать при расчете этого налога, как только подписаны акты о завершении строительства и имущество начали эксплуатировать. Даже если документы на государственную регистрацию еще не поданы. В итоге проверяющие переведут спорные объекты в состав основных средств задним числом и доначислят налог.
Решение. Чтобы избежать подобных неприятностей, стоит изначально закрепить в учетной политике дату перевода оборудования на счет 01.
Обычно компании прописывают, что проводка по дебету счета 01 и кредиту счета 08 должна быть сделана на дату окончания капитальных вложений. Это означает, что все затраты, относящиеся к объекту, уже отражены в бухучете и других расходов не предвидится. Особенно такая формулировка подойдет для объектов недвижимости.
В частности, Минфин России в письме от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98 подтверждает, что объект недвижимого имущества нужно переводить в состав основных средств, когда он будет полностью и единовременно отвечать требованиям пункта 4 ПБУ 6/01. При этом здание можно не эксплуатировать до тех пор, пока не будут завершены все необходимые капитальные вложения. Подтвердить такие обстоятельства могут распорядительные документы по организации, а также договор подряда на выполнение строительных работ по доведению объекта до состояния, в котором он станет пригодным к использованию в запланированных целях.
В отношении оборудования можно воспользоваться альтернативным вариантом. К примеру, зафиксировать в учетной политике, что основное средство подлежит учету после успешного тестирования оборудования, пробного выпуска продукции и прочее.
Как часто нужно переоценивать основные средства
Проблема. В пункте 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» мы можем встретить общее правило, что переоценивать однородные объекты следует регулярно. При этом многие предприятия, которые предусмотрели переоценку основных средств, ошибочно полагают, будто делать это нужно каждый год в обязательном порядке. Хотя на самом деле нормативы бухучета не предусматривают той или иной периодичности. О том, как часто нужно осуществлять данную процедуру, в ПБУ нет ни слова.
Решение. В учетной политике можно закрепить, что переоценка по определенной группе основных средств проходит, например, раз в три года. Чтобы у инспекторов не возникло подозрений, что предприятие умышленно занижает базу по налогу на имущество, нужно не забыть обосновать выбранный период. В качестве аргументов можно сослаться на исследования цен на подобный вид имущества в течение такого периода. Указать, что по результатам анализа динамики роста цен у подобного имущества стоимость меняется в среднем раз в три года.
Процедура переоценки является трудоемкой, если требует создания специальной комиссии, или же дорогостоящей в случае привлечения сертифицированных оценщиков. Поэтому трудозатраты, необходимые для более частой переоценки, будут неоправданны и экономически нецелесообразны. К тому же это нарушило бы принцип рациональности бухучета.
Чиновники Минфина рекомендуют при принятии решения о том, насколько значительно изменился показатель, придерживаться размера существенности не менее чем в 5 процентов (п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н). Такой совет вполне можно применить и к анализу динамики роста цен на имущество, в отношении которого нужно определить частоту переоценки. Так, например, если по итогам года цены на аналогичный вид основного средства выросли менее чем на 5 процентов, то производить переоценку имущества не имеет смысла. При этом размер существенности компания может установить на свое усмотрение, зафиксировав его значение в учетной политике.
Когда части основного средства можно признавать отдельными инвентарными объектами
Проблема. Второй абзац пункта 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» позволяет организации учитывать составные части объекта как самостоятельные инвентарные объекты только в том случае, если сроки их полезного использования существенно различаются. К сожалению, о том, какую разницу в сроках стоит считать существенной, в документе не говорится. Этим могут воспользоваться налоговики, посчитав, что то или иное имущество полагалось отражать не как отдельные объекты, а как комплекс неразрывно связанных элементов.
Проблемы, решающиеся с помощью учетной политики. Особенно часто разногласия возникают в отношении компьютеров. Предприятия списывают стоимость монитора, процессора, клавиатуры и прочих комплектующих сразу на расходы как отдельные инвентарные объекты, а налоговики настаивают на том, что компьютер нужно учитывать как единицу основного средства и начислять на него амортизацию. А это в свою очередь приводит к тому, что инспекторы доначисляют налог на прибыль и налог на имущество.
Решение. Чтобы избежать споров с налоговиками, предприятие может предусмотреть в учетной политике собственные критерии обособленного учета объектов. Например, зафиксировать, что существенным отличием является разница в сроках полезного использования, превышающая 3 года. Можно установить и меньшую величину. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12 февраля 2008 г. № А12-8947/07-С42 судьи признали существенной разницу в один год для тех объектов, которые были включены в одну амортизационную группу. В частности, для мониторов был установлен срок 36 месяцев, а для системных блоков – 48 месяцев. И такие объекты согласно Классификации основных средств относились к третьей амортизационной группе как электронно-вычислительная техника. В принципе для каждой группы основных средств допустимо установить свой барьер существенности.
Другой вариант выхода из ситуации – предусмотреть в учетной политике, что различие в сроках полезного использования отдельных частей объекта является существенным, если в Классификации основных средств они отнесены к разным амортизационным группам.
Чтобы свести вероятность претензий налоговиков к нулю, компания может предусмотреть в учетной политике дополнительные критерии обособленного учета объектов. Например, критерий мобильности. В этом случае отдельными единицами учета являются те объекты, которые можно передавать от одного материально ответственного лица к другому. Кроме того, такие объекты могут монтироваться и функционировать отдельно друг от друга. Обоснованность использования этого критерия в отношении компьютерной техники подтверждена постановлением ФАС Северо-Западного округа от 22 февраля 2007 г. № А05-7835/2006-9.
В какой момент отразить в налоговом учете проценты по кредиту
Проблема. В пункте 8 статьи 272 Налогового кодекса РФ прописано, что проценты по займам нужно признавать в последний день отчетного периода (он, как известно, может быть равен кварталу, полугодию и 9 месяцам либо месяцу, двум месяцам и т. д.). И в то же время есть второй вариант, который следует из пункта 4 статьи 328 Налогового кодекса РФ. Здесь уже сказано, что плательщику следует отразить проценты в аналитическом учете на основании справок ответственного лица на конец месяца.
Многие предприятия используют тот или иной способ учета, но забывают отразить его в учетной политике. А инспекторы при проверке заявляют, что выбранный метод неверный. После чего фиксируют нарушение и пересчитывают налог на прибыль.
Решение. Во избежание разногласий с проверяющими нужно закрепить в учетной политике конкретный метод. Выбирая один из двух возможных вариантов, стоит помнить о таком нюансе. Если по условиям кредитного договора в течение его действия процентная ставка может измениться, то для нормирования процентов в налоговом учете берется ставка рефинансирования ЦБ РФ на дату признания таких расходов (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ).
Поэтому если организация отдаст предпочтение пункту 8 статьи 272 Налогового кодекса РФ, то в случае изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ в течение отчетного периода предприятию придется пересчитать суммы расходов за весь этот период. Если же компания решит воспользоваться пунктом 4 статьи 328 Налогового кодекса РФ, то она вправе не пересчитывать суммы расходов по процентам за каждый предыдущий месяц, который входит в отчетный период. Многие предприятия так и поступают. К тому же это избавляет их от необходимости лишний раз подавать уточненные декларации в инспекцию.
Какие долговые обязательства считать сопоставимыми
Проблема. Проблемы, решающиеся с помощью учетной политики. С критериями сопоставимости компании сталкиваются в том случае, когда нужно определить предельную величину процентов по кредитам и займам, признаваемую в налоговом учете. Согласно пункту 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ, в расходах можно признать начисленные проценты, если их размер не отклоняется более чем на 20 процентов от средней ставки по сопоставимым долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце – в случае исчисления ежемесячных авансовых платежей). Далее в статье 269 Налогового кодекса РФ приводится несколько расплывчатое определение, какие долги считать выданными на сопоставимых условиях. При этом часто бывает так, что инспекторы в ходе проверки начинают придумывать свои дополнительные требования к сопоставимости займов.
Поэтому при формировании учетной (налоговой) политики стоит закрепить конкретные границы по каждому из перечисленных критериев. К тому же арбитражная практика показывает, что в большинстве случаев судьи принимают сторону компании, если критерии сопоставимости установлены локальным актом (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 октября 2007 г. № А29-1507/2007).
Решение. Порядок определения сопоставимости по срокам долговых обязательств компания может установить в учетной политике следующий. Например, можно распределить все получаемые и выдаваемые кредиты и займы на 4 категории (например, до 1 месяца, до полугода, до года, свыше года). А для сопоставимости объемов можно взять предельную разницу между суммами основного долга не более чем 5 процентов.
С 2009 года нормировать проценты по ставке рефинансирования можно только при отсутствии сопоставимых займов
Ранее, если компания хотела избежать проблем с неоднозначным толкованием условий сопоставимости, она могла просто выбрать и утвердить изначально в учетной политике иной способ нормирования процентов по долгам. Четвертый абзац пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ позволял для обязательств в рублях принимать предельную величину процентов, признаваемых расходом, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. А по займам и кредитам, оформленным в иностранной валюте, признавать в целях налогообложения проценты по ставке не выше 15 процентов.
Однако действие таких правил было приостановлено до 31 декабря 2009 года Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. Из него следует, что на на данный момент компании могут использовать такой способ нормирования процентов, только если займы российских организаций, выданные в том же квартале и на сопоставимых условиях, отсутствуют вовсе. При этом ставку рефинансирования ЦБ РФ нужно увеличивать в 1,5 раза, а для долгов в иностранной валюте использовать предельную ставку 22 процента.
- Статьи по теме:
- Учетная политика на 2024 год: скачать образцы для ОСНО и УСН
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008
- Образцы учетной политики на 2023 год для ОСНО: скачать готовые или подобрать в сервисе
- Смягчающие обстоятельства снижают штрафные санкции
- Как упростить бухучет: готовые формулировки для учетной политики
Темы: