Документы для регистрации
Чтобы компания считалась созданной, ее нужно зарегистрировать. Понимаете, это как родился у вас ребенок, вы ему имя дали, а в ЗАГСе не зарегистрировали. Растет он, живет, но ни в школу пойти не может, ни в институт, ни на работу устроиться, ни жениться. Для всего этого нужно, чтобы с самого появления малыша ЗАГС выдал свидетельство о рождении.
Так и с компанией. Государственная регистрация компаний осуществляется в ИФНС.
Для регистрации компании в инспекцию нужно сдать документы:
- заявление о государственной регистрации по форме № Р11001 (утв. приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25);
- решение о создании компании — это протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя;
- учредительные документы в двух экземплярах (ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Раньше нужно было передавать налоговикам также платежное поручение на уплату госпошлины. Сейчас этот документ сдавать необязательно. Инспекторы сами могут проверить, заплатила ли компания госпошлину, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (изменения в Административный регламент, утв. приказом Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).
Сроки регистрации
Налоговики должны зарегистрировать компанию в течение пяти рабочих дней после сдачи документов (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Данные обо всех зарегистрированных организациях инспекторы включают в единый реестр юридических лиц — ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Сведения реестра являются открытыми.
Так, компания может получить выписку из реестра, когда заключает договор, чтобы проверить статус контрагента. Налоговики оформят выписку в течение пяти дней. Цена услуги — 200 руб. (постановление Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 462). Либо инспекторы могут предоставить выписку на следующий рабочий день после того, как компания запросит этот документ. Тогда плата составит 400 руб. А электронные выписки из ЕГРЮЛ теперь можно получить бесплатно. Получить электронную выписку можно с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП о конкретном юридическом лице / индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа».
Выписка из ЕГРЮЛ относится к числу тех важных документов, с помощью которых компания может доказать, что проявила осмотрительность при выборе поставщика. Такие документы пригодятся, если налоговики предъявят претензии к расходам или вычетам НДС.
Данные реестра можно посмотреть и на сайте nalog.ru в разделе «Электронные сервисы <!-->--> Проверь себя и контрагента». Однако распечатка с сайта не является официальным документом. Поэтому если компания заключает достаточно крупную сделку, то лучше получить выписку в налоговой инспекции или в элетронной форме. Либо попросить выписку у контрагента вместе с другими документами — уставом и т. д.
Если компания не запросит эти документы и при налоговой проверке окажется, что поставщик не зарегистрирован в ЕГРЮЛ, инспекторы откажут в учете расходов. Причем оспорить такие претензии вряд ли удастся (постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2011 г. № 17648/10). Ведь судьи подчеркивают, что компания должна проверить юридический статус контрагента. А для этого необходимо убедиться, что поставщик зарегистрирован в реестре.
Впрочем, в реестре не всегда содержатся актуальные сведения. Например, нередко компания зарегистрирована по одному адресу, а офис расположен по другому. То есть юридический и фактический адреса компании различаются. Поэтому законодатели приняли ряд поправок, чтобы стимулировать компании указывать в реестре правильные данные.
А именно любой контрагент компании, в том числе потенциальный, вправе исходить из того, что данные реестра достоверны. Если это не так и у контрагента возникли убытки, компания должна их возместить (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
К примеру, поставщик сообщил о том, что товар нужно забрать. Но компания не получила письмо, так как оно выслано на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Тогда убытками могут быть, например, расходы поставщика на хранение товара.
Кстати, по юридическому адресу документы могут высылать не только контрагенты, но и судьи, чиновники и т. д. Поэтому не исключено, что компания не получит, к примеру, документ с извещением о рассмотрении дела в суде.
Вот еще одно правило, направленное на то, чтобы обеспечить корректность данных в реестре. Прежде чем зарегистрировать компанию, налоговики должны проверить, достоверны ли данные, которые будут включены в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ).
Однако полноценную проверку в течение пяти рабочих дней, которые заложены на регистрацию компании, инспекторы вряд ли смогут провести. К тому же закон запрещает налоговикам требовать какие-то дополнительные подтверждающие документы. Хотя на практике инспекторы иногда запрашивают бумаги, которые не входят в обязательный комплект. Например, гарантийное письмо собственника, в котором указано, что он предоставит компании помещение в аренду.
Допустим, инспекторы не стали придираться к документам и организация успешно прошла регистрацию. Тогда компания считается созданной с даты, когда налоговики зарегистрировали ее в реестре. Следовательно, договоры с контрагентами могут быть заключены только после того, как компания зарегистрирована в ЕГРЮЛ.
Возможен и другой вариант — налоговики могут отказаться регистрировать компанию. В законе прописан закрытый перечень ситуаций, в которых у инспекторов есть такое право. Например, если учредители оформили неполный комплект документов или неверно их заполнили. Либо данные об адресе компании недостоверны (ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Пример
В заявлении на госрегистрацию учредители не указали номер офиса. При этом в здании размещены несколько компаний. Налоговики не стали регистрировать организацию. А судьи посчитали, что налоговики правомерно отказали в госрегистрации. Так как в документах указан неточный адрес, могут быть сложности с получением компанией корреспонденции (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 г. № 12АП-11845/2014).
Впрочем, если налоговики отказали в госрегистрации, можно переоформить документы правильно и еще раз сдать их в инспекцию. Это проще, чем оспаривать отказ налоговиков в суде.
Добавим, что законодатели утвердили поправки в правила госрегистрации компаний (Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ). Принятый закон расширяет права инспекторов при смене компаниями адреса. В этом случае компания должна будет сначала сдать в инспекцию решение об изменении адреса. А также документы, подтверждающие право пользования офисом по новому адресу. Такое право может принадлежать компании, директору или учредителю. Таким образом, налоговики убедятся, что изменение в ЕГРЮЛ не фиктивно. В ЕГРЮЛ инспекторы сделают отметку, что компания меняет адрес. Затем не ранее чем через 20 дней компания может передать инспекторам документы на регистрацию изменения юридического адреса.
Кроме того, в законе пропишут, что инспекторы будут проверять достоверность сведений в документах на изменение данных в ЕГРЮЛ действующей организации, если у них возникнут какие-то сомнения. Например, инспекторы вправе запросить пояснения, провести экспертизу документов или осмотр офиса. Для этого предполагается предоставить инспекторам право приостановить регистрацию на срок не более месяца. В итоге налоговики могут отказаться регистрировать изменения в реестре.
Налоговики смогут проверить и сведения, уже содержащиеся в реестре. Например, инспекторы установят, что данные об адресе компании, учредителях или директоре недостоверны. Тогда они сообщат об этом компании, директору и учредителям и потребуют уточнить документы. Если в течение 30 дней ответ не поступит, инспекторы сделают запись в ЕГРЮЛ, что данные в реестре недостоверны. Эти изменения вступают в силу с 2016 года.
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
Темы: