Единственным учредительным документом ООО с 1 июля 2009 года стал устав
Прежде всего стоит отметить, что с 1 июля 2009 года учредительный договор утратил статус учредительного документа. Теперь единственным учредительным документом общества является устав – пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. Что это значит для компаний?
Раньше основополагающие моменты о деятельности организации могли быть зафиксированы как в уставе, так и в учредительном договоре. Чтобы не повторять информацию, нередко организации в уставе ссылались на положения из учредительного договора и, наоборот, в учредительном договоре делали ссылку на устав. С учетом вступившего в силу изменения теперь все основополагающие данные об организации должны в обязательном порядке присутствовать в уставе. Перечень обязательных положений этого документа приведен в статье 12 обновленного закона № 14-ФЗ. В частности, устав должен содержать сведения о составе и компетенции органов общества, о порядке выхода участников из общества, о порядке перехода долей и т. п.
Таким образом, организации предстоит проверить, все ли обязательные положения присутствуют в ее уставе, и при необходимости внести недостающую информацию, например если ранее она была прописана в учредительном договоре. Ну и конечно же, не забудьте исключить из устава в случае наличия пункт о том, что учредительный договор является учредительным документом общества.
Следующее изменение заключается в том, что теперь совсем не обязательно указывать в уставе сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества (пункт 12 Федерального закона № 14-ФЗ).
Считаю, что этим новшеством стоит воспользоваться и удалить из учредительного документа сведения об участниках и их долях. В будущем это избавит организацию от необходимости перерегистрировать устав каждый раз, когда будет происходить смена учредителей или перераспределение долей общества между ними. Теперь правоустанавливающим документом, определяющим размер и номинальную стоимость доли каждого из участников, является Единый государственный реестр, собственно, поэтому и отпала необходимость указывать эти данные в уставе.
Вместе с тем у всех ООО появилась дополнительная обязанность вести и хранить отдельные списки участников общества. Эти списки должны содержать сведения о каждом участнике, размере его доли, в том числе оплаченной, – пункт 1 статьи 31.1 закона № 14-ФЗ. Считаю, что это абсолютно новое условие для организаций нелишним будет вписать в обновляемый устав. Кстати, по умолчанию вести список должен будет исполнительный орган общества, то есть директор. Это следует из пункта 2 статьи 31.1 закона № 14-ФЗ. Однако при необходимости в уставе можно предусмотреть и иной порядок и возложить обязанность по ведению списка на какой-нибудь другой орган общества.
Следующее новшество касается размера уставного капитала ООО. Он должен быть не менее 10 000 руб. – пункт 1 статьи 14 закона № 14-ФЗ. Напомню, что раньше в этой норме имелось дополнение: «на момент регистрации общества», поэтому ряд организаций, зарегистрированных еще до 1 марта 1998 года, вполне спокойно существовали до настоящего момента с уставным капиталом менее 10 000 руб. Теперь же это дополнение удалили, и получается, что размер уставного капитала ООО в принципе не может быть меньше установленного лимита независимо от даты создания общества.
Таким образом, компании с уставным капиталом менее 10 000 руб. в обязательном порядке должны увеличить его размер. Следовательно, у них появится необходимость внести как минимум еще одно изменение в свой учредительный документ, а именно отразить в уставе новый увеличенный размер капитала общества.
Следующее изменение касается порядка выхода участников из общества. Ранее в законодательстве было предусмотрено право участника в любое время покинуть общество без согласия на то других участников независимо от того, было прописано это право в уставе общества или нет. Сейчас это право сохранится только в том случае, если оно будет четко зафиксировано в уставе. Вместе с тем у участников появилась возможность предусмотреть и иной порядок выхода – пункт 1 статьи 26 закона № 14-ФЗ.
Таким образом, организации следует решить, будет она менять порядок выхода участников из общества или нет. Если есть желание сохранить все как было, то необходимо удостовериться, что в уставе присутствует условие о том, что любой участник общества может выйти из него в любое время без согласия на то других участников. Если такого пункта в уставе нет, то его следует обязательно внести.
Вместе с тем, как я уже отметил, компания может воспользоваться новой возможностью законодательства и изменить порядок выхода участников из общества. Для этого новый порядок нужно подробно прописать в уставе. Например, внести в него условие о том, что «для выхода из общества участнику нужно получить согласие не менее половины остальных участников общества». Обратите внимание, что новый порядок выхода можно будет внести в устав только в том случае, если его одобрят абсолютно все участники, – пункт 1 статьи 26 закона № 14-ФЗ. Без единогласия с их стороны изменить порядок выхода не удастся.
Учтите, что, согласно новому законодательству, не допускается одновременный выход из общества всех его участников или выход единственного участника – пункт 2 статьи 26 закона № 14-ФЗ. Раньше такое правило в законодательстве прописано не было, поэтому на практике все участники общества могли одновременно подать документы о выходе из общества и у инспекции не было оснований для отказа в регистрации этих документов. Обратите внимание, что новая норма будет действовать даже в том случае, если она не будет продублирована в уставе. Между тем считаю нелишним вписать такой пункт в учредительный документ, чтобы участники наверняка были в курсе всех своих обновленных прав и обязанностей.
С этой же целью рекомендую дополнить устав новым порядком отчуждения доли. Дело в том, что с 1 июля 2009 года все виды сделок по отчуждению доли или ее части, такие как купля-продажа, мена или дарение, необходимо удостоверять у нотариуса – статья 21 закона № 14-ФЗ. Напомню, что ранее такие сделки заключались в простой письменной форме и участие нотариуса в них не требовалось. Теперь же подобные сделки без нотариального удостоверения силы иметь не будут.
Здесь же стоит добавить условие о моменте перехода прав на долю, поскольку оно тоже претерпело значительные изменения. Раньше переход права на долю происходил в момент, когда общество уведомляло о состоявшейся сделке. То есть когда организация приносила в инспекцию документы о купле-продаже, мене или дарении долей и налоговая вносила соответствующие изменения в госреестр. Со вступлением в силу нового порядка права на долю переходят к приобретателю уже с момента нотариального удостоверения сделки – статья 21 закона № 14-ФЗ. Связано это с тем, что теперь заявление о внесении соответствующих изменений в реестр в инспекцию будет направлять не сама компания, а нотариус. Сделать это он обязан не позднее трех дней после удостоверения подобной сделки – пункт 14 статьи 21 закона № 14-ФЗ.
Обратите внимание, что в соответствии с новой редакцией статьи 21 закона № 14-ФЗ в уставе теперь можно заранее прописать цену доли общества, которую получит тот или иной участник, решивший продать свою долю и выйти из общества. Такая цена может быть установлена как в твердой денежной сумме, так и на основе определенных критериев стоимости чистых активов, чистой прибыли, балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату и т. п. Поэтому если у организации появится необходимость внести такое изменение в устав, то параллельно с внесением обязательных изменений можно будет внести и такое дополнительное условие.
Еще одно немаловажное изменение. Раньше вопросы назначения директора или досрочного прекращения его полномочий могли решать только участники общества. Теперь решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров или наблюдательного совета (статья 40 Федерального закона № 14-ФЗ).
Имейте в виду, чтобы воспользоваться новой нормой, также потребуется внести изменение в устав, то есть четко прописать в нем, что назначать директора и решать вопрос о досрочном прекращении его полномочий впредь будут не участники общества, а совет директоров или наблюдательный совет. По этому же принципу к компетенции советов можно отнести решение вопросов об избрании и досрочном прекращении деятельности членов правления или дирекции общества – статья 41 закона № 14-ФЗ.
Также относительно компетенции совета директоров нелишним будет заглянуть в статью 32 закона № 14-ФЗ. Ее тоже обновили и конкретизировали. Возможно, что отдельные положения из этой статьи компании есть смысл внести в свой обновляемый устав.
О других изменениях расскажу вкратце. Так, например, в статьях 45 и 46 закона № 14-ФЗ обновлен и конкретизирован порядок заключения обществом крупных сделок или сделок с заинтересованными лицами. В статье 22 того же закона обновлен порядок передачи доли участником в залог. В статье 56 расширен перечень организаций, в которые может быть преобразовано ООО.
Если в прежней редакции устава эти вопросы были прописаны, то в них придется внести корректировки, чтобы новый устав полностью соответствовал обновленному законодательству. Если тот или иной вопрос прописан не был, то организации самой решать, добавлять новый пункт в устав или нет. На деятельности самого общества и его правах это не отразится, однако подобные дополнения позволят учредителям иметь полную картину о правах и обязанностях их общества уже из устава, без необходимости то и дело обращаться к закону об ООО.
Итак, мы рассмотрели все основные изменения в законодательстве об ООО, а также определили, какие корректировки необходимо внести в устав в связи с этими изменениями. Часть корректировок носит обязательный характер, часть добровольный. Компании остается подготовить соответствующие правки, распечатать документ и утвердить его на собрании участников.
Напомню, что изменения в устав можно оформить как в виде дополнительного документа к уже действующему уставу, так и полностью обновить устав и представить его в новой редакции. Если изменений планируется много, то, как показывает практика, лучше отдать предпочтение второму варианту. Впоследствии это значительно облегчит работу с уставом: не придется то и дело обращаться к дополнениям, чтобы проверить, изменялся какой-либо пункт документа или нет.
Заявление на регистрацию изменений в устав можно оформить как на утвержденном, так и на рекомендованном бланке
Когда все необходимые изменения в устав будут внесены и утверждены руководителями, компании останется зарегистрировать их в инспекции. Для этого придется подготовить целый пакет документов.
В первую очередь необходимо оформить заявление на регистрацию изменений. Для этого можно воспользоваться как старой формой № 13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439, так и новой формой № 13001, которая носит рекомендательный характер,– ее можно найти на сайте ФНС России .
В обновленной форме, которую рекомендуют налоговики, уже есть ссылка на то, что документы на перерегистрацию подаются в связи с приведением устава в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 312-ФЗ. Понятно, что в старой форме такой ссылки нет. Поэтому если организация решит заполнить заявление по старой форме, то к ней дополнительно придется приложить письмо и уже в этом письме указать, в связи с чем подаются документы на перерегистрацию. Если организация оформит заявление по новой рекомендованной форме, то писать письмо не потребуется.
Несколько слов о технических тонкостях заполнения заявления. Чтобы не ошибиться в нумерации, удалите из форм «лишние» страницы. Так, например, если у компании нет филиалов, то соответствующие листы формы можно смело убрать. А вот другие листы формы, напротив, придется продублировать. Так, если у компании несколько участников, то на каждого нужно будет заполнить отдельный лист. Все нужные листы пронумеруйте начиная с номера 02 на второй странице, листы на всех участников не забудьте включить в общую нумерацию. Если заполняете старую форму, не забудьте подложить письмо и учесть его при нумерации – оно будет неотъемлемой частью заявления.
Все сведения в заявлении заполняйте в соответствии с последней утвержденной редакцией устава общества. Если у генерального директора и учредителей есть ИНН,обязательно их укажите.
Форму заявления, распечатанную, но не сшитую, не скрепленную и не подписанную, генеральный директор должен будет заверить у нотариуса. Для поездки к нотариусу помимо заполненного заявления директору придется захватить свой паспорт, свежую выписку из ЕГРЮЛ, старый устав со всеми изменениями, если они были, протокол или приказ о назначении генерального директора, а также свидетельство организации о регистрации и постановке на учет.
К нотариально заверенному заявлению приложите изменения к уставу или его новую редакцию. Обратите внимание, что сейчас ИФНС не выдает копии устава или изменений к нему по умолчанию, как это было прежде. Поэтому если организации необходимо иметь несколько экземпляров, то дополнительно ей придется написать запрос в произвольной форме на выдачу копий и приложить сами копии в нужном количестве. Обратите внимание, что и оригинал, и все копии должны быть прошиты и пронумерованы. На сшивке должна стоять печать общества и подпись директора.
Следующий документ – это квитанция на оплату госпошлины за регистрацию изменений. Размер пошлины составляет 400 руб. – подпункт 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание: если компания планирует получить дубликаты новой редакции устава или изменений к нему, то ей придется заплатить еще по 400 руб. за каждую копию. Квитанции на оплату копий также необходимо вложить в общий пакет документов.
Туда же не забудьте приложить и протокол общего собрания участников об утверждении изменений в устав. Если участник в обществе один, то он приложит свое решение. Если в протоколе или решении будет несколько листов, не забудьте их также прошить и пропечатать. Имейте в виду, что в инспекцию надо сдать оригинал документа, а не его копию. Поэтому изначально готовьте как минимум два документа: один пойдет в налоговую, второй – в архив организации.
Пакет документов на перерегистрацию можно отправить по почте
Когда пакет документов для инспекции будет полностью подготовлен, останется только передать его в налоговую. Сделать это можно двумя способами. Или принести документы лично в инспекцию или отправить по почте. Если сдавать лично, то с документами придется ехать самому заявителю, то есть директору (пункт 2 статьи 18 и пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»).
Если вы выберете вариант с почтой, то не забудьте составить опись вложения. В ней перечислите все направляемые документы и количество листов в каждом из них.
Срок регистрации изменений не должен занять более пяти рабочих дней с даты подачи документов. Это следует из пункта 2 статьи 19 Федерального закона № 129-ФЗ. По прошествии этого срока можно идти получать документы в инспекцию. Сделать это вновь придется директору. А если документы были отправлены по почте, то и ответ со свидетельством о перерегистрации также придет по почте. Однако сроки получения результатов перерегистрации в этом случае существенно затянутся и во многом будут зависеть от скорости работы почты.
В заключение хочу отметить еще один момент. Вообще-то пройти перерегистрацию и привести устав в соответствие с новым законодательством организации должны были еще до 1 января 2010 года. Таково требование пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 312-ФЗ. Но на практике выполнить это условие оказалось невозможно. На начало года перерегистрацию прошло не более 20 процентов от всех зарегистрированных в России ООО. Однако тем компаниям, кто не успел уложиться в срок, беспокоиться не о чем. И после 1 января 2010 года инспекции продолжат принимать документы на перерегистрацию. Никаких штрафных санкций в адрес организации при этом не последует. Такой вывод,в частности, подтверждает письмо Минэкономразвития России от 11 сентября 2009 г. № Д06-2639.
Переживать, что компания будет ликвидирована из-за того, что ее устав не соответствует законодательству, тоже не стоит. Старый устав нельзя считать грубым нарушением нормативных правовых актов, за которое организацию могли бы ликвидировать. Более того, устав без изменений с 1 января 2010 года свою силу не утратил, правда, с этой даты он действует только в той части, которая не противоречит обновленному закону об ООО. Аналогичное мнение высказали и налоговики в разъяснениях ФНС России от 9 октября 2009 г. Кстати, в настоящее время Госдума РФ рассматривает законопроект, который предусматривает официальное продление срока перерегистрации. Причем в нем предлагается установить не конкретную дату приведения уставов компаний в соответствие с законодательством, а зафиксировать, что необходимые изменения в устав должны быть внесены при первом изменении уставных документов.
Вопросы после лекции
– Александр Бениаминович, расскажите, пожалуйста, о судьбе учредительного договора. Он стал недействительным?
– Нет, ваш договор продолжает свое действие, но он перестал быть учредительным документом общества. То есть впредь его положения нельзя использовать, чтобы решить какой-либо вопрос, касающийся прав или обязанностей самого общества или его отдельных органов. Более того, вновь создаваемые организации продолжат заключать подобные договоры, правда, теперь они будут называться иначе – договоры об учреждении общества. В них учредители по-прежнему будут определять порядок осуществления совместной деятельности по учреждению компании, размер ее уставного капитала, размер и номинальную стоимость долей каждого из учредителей, порядок и сроки оплаты этих долей и прочие моменты – статья 11 закона № 14-ФЗ. То есть, по сути, договор об учреждении общества будет содержать ту же информацию, что и учредительный договор, но в силу прямого указания закона об ООО он не будет учредительным документом общества.
– Скажите, пожалуйста, можно ли в одном заявлении на перерегистрацию в связи с принятием закона № 312-ФЗ одновременно сообщить и о смене юридического адреса?
– Если у компании существует необходимость внести сразу несколько изменений, в том числе и не связанных с законом № 312-ФЗ, то сделать это можно абсолютно в любом порядке. В частности, ваша организация может сначала поменять адрес, а потом зарегистрировать обновленный устав. Можно и наоборот, сначала заменить устав, а потом поменять адрес. Но в вашем случае лучше всего выбрать третий вариант и одновременно зарегистрировать и изменения адреса, и изменение устава. Обратите внимание, что если компания будет регистрировать сразу несколько изменений, то скорее всего пакет документов, необходимый для представления в инспекцию, расширится. Так, например, в вашем случае пакет документов для перерегистрации придется дополнить еще одним документом, который подтвердит ваше право пользоваться новым адресом. Это может быть договор аренды нового помещения или копия свидетельства о регистрации права собственности на случай, если вы купили новое здание под офис.
– Скажите, перерегистрацию должны проходить только ООО или также предприятия других форм собственности – ЗАО, ОАО и т. д.?
– Нет, необходимость перерегистрироваться возникла только у ООО, ведь требование привести документы в соответствие с законодательством появилось в результате изменения закона №14-ФЗ об ООО.
Лектор:
Погребс Александр Бениаминович,
аттестованный аудитор, главный редактор журнала «Проверка в компании».
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
Темы: