Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Внимание: какие письма от налоговой открывать нельзя

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5

Если сменился глава КФХ

23 октября 2009 161 просмотр

Регулирование деятельности хозяйства

Правовое положение фермерского хозяйства регулирует Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 1 этого Закона, такое хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Вместе с тем к фермерскому хозяйству применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное не установлено действующим законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном (далее – фермерские хозяйства).

Основания для смены главы

Глава фермерского хозяйства может быть заменен на основании статьи 18 Закона № 74-ФЗ.

Исходя из положений пункта 1 этой статьи, можно говорить о трех самостоятельных основаниях для смены главы хозяйства:
1) невозможность исполнения им своих обязанностей более шести месяцев;
2) смерть главы хозяйства;
3) добровольный отказ главы хозяйства от своих полномочий.

Однако если в отношении второго и третьего оснований ситуация ясна, поскольку даны четкие формулировки и они практически обоснованны, то в отношении первого основания вопросы существуют.

Полномочия и исполнение обязанностей

Глава фермерского хозяйства обладает целым рядом полномочий, которые принципиальным образом отличают его статус от статуса других членов хозяйства.

Он организует деятельность фермерского хозяйства, от его имени действует без доверенности, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (ст. 17 Закона № 74-ФЗ). Распоряжается имуществом в интересах хозяйства. При этом по , отвечает фермерское хозяйство (п. 2 и 3 ст. 8 Закона № 74-ФЗ).

По сути, глава представляет интересы фермерского хозяйства в отношении со всеми третьими лицами, обеспечивая ему участие в гражданском обороте. Соответственно, невозможность исполнения им своих полномочий в течение длительного периода времени создает реальную угрозу для нормальной деятельности хозяйства.

Поэтому установление такого основания для смены главы, как невозможность исполнения им своих обязанностей более шести месяцев, представляется вполне логичной мерой, которая направлена на обеспечение стабильности работы фермерских хозяйств.

Причины неисполнения обязанностей

Говоря о невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей, законодатель не конкретизирует причины такой ситуации.

Например, это может быть тяжелая болезнь главы хозяйства, его инвалидность, исключающие возможность активной деятельности и признанные объективной причиной, из-за которой он не сможет исполнять обязанности. Или призыв главы хозяйства (мужчины) на военную службу, или наступление декретного отпуска, если глава хозяйства женщина.

Отдельную группу причин могут образовывать признание в судебном порядке главы фермерского хозяйства недееспособным (ограниченно дееспособным), неизвестность его местонахождения или же привлечение его к уголовной или административной ответственности.

Наконец, невозможность исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей может иметь субъективные причины. Например, его некомпетентность, принятие им решений, повлекших за собой экономические потери для хозяйства.

Поэтому представляется обоснованным мнение многих юристов, которые полагают, что формулировка «невозможность исполнения обязанностей» является нечеткой и допускает двусмысленное толкование закона.

Можно ли сместить главу?

Особенно актуальной становится такая двусмысленность при попытке найти ответ на вопрос, вправе ли члены хозяйства сменить главу в случае его некомпетентности, совершения им действий, идущих в разрез с интересами фермерского хозяйства.

Следуя букве статьи 18 Закона № 74-ФЗ, можно прийти к выводу, что такого полномочия у членов фермерского хозяйства нет.

Однако представляется, что такое буквальное толкование вступает в противоречие с духом самого закона. Ведь в силу прямого указания пункта 2 статьи 16 Закона № 74-ФЗ глава должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов. Если предположить, что глава хозяйства наделяется своеобразным иммунитетом, защищающим его от оценки деятельности со стороны других членов, то приведенное положение становится всего лишь красивой декларацией.

Поскольку закон предоставляет всем членам хозяйства равные возможности, а также и право наделить главу полномочиями, представляется логичным вывод: если глава не справляется со своими обязанностями, то члены хозяйства вправе прекратить его полномочия.

Такой вывод вытекает из положения о том, что члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию его внутренний распорядок, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей (п. 1 ст. 15 Закона № 74-ФЗ).

Поэтому смену главы, ненадлежащим образом исполняющего свои обязанности, можно рассматривать как меру ответственности и, соответственно, предусмотреть в соглашении о создании хозяйства. Иначе получится, что глава обладает правами, но не несет обязанностей, обусловленных данными правами, и освобождается от какой-либо ответственности.

Процедура смены главы хозяйства

Обязательные требования к процедуре смены главы фермерского хозяйства содержатся в статье 18 Закона № 74-ФЗ.

Согласие членов хозяйства

Смена главы должна осуществляться по взаимному согласию членов фермерского хозяйства. По сути, можно говорить о необходимости единогласного решения. Однако возможна ситуация, при которой хотя бы один из членов фермерского хозяйства может выступить против предполагаемой кандидатуры нового главы.

Против кандидатуры нового главы может выступить и действующий глава, так как он является членом данного хозяйства. Тем самым не будет достигнуто общее согласие всех членов. Таким образом, можно говорить еще об одном законодательном пробеле, который способен создать патовую ситуацию.

Можно допустить, что, устанавливая необходимость взаимного согласия членов фермерского хозяйства при смене главы, законодатель исходил из особого характера взаимоотношений его членов, в частности, того, что их связывают родственные отношения.

Однако нельзя исключать ситуацию, при которой на статус главы фермерского хозяйства могут претендовать, например, братья, а остальные члены хозяйства могут не прийти к однозначному решению. В этой связи представляется более разумным механизм установления большинства при избрании главы фермерского хозяйства.

Заключение соглашения

Смена главы должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона № 74-ФЗ.

Напомним, что указанная статья определяет требования к содержанию соглашения о создании фермерского хозяйства. В частности, соглашение должно содержать сведения о членах фермерского хозяйства, о признании главой одного из них, полномочиях главы и порядке управления фермерским хозяйством. Также должны быть указаны права и обязанности членов фермерского хозяйства.

Таким образом, смена главы предполагает внесение изменений в соглашение, которое принималось при создании фермерского хозяйства. И хотя закон не содержит требований к формам такого изменения, представляется, что речь может идти о собственно изменениях к соглашению и о соглашении в новой редакции.

Независимо от того, какая форма соглашения будет избрана, в ней должны быть отражены сведения о новом главе фермерского хозяйства.

По мнению автора, положения статьи 4 Закона № 74-ФЗ можно рассматривать в качестве еще одного аргумента в пользу того, что можно прекратить полномочия главы хозяйства, который ненадлежащим образом исполняет свои обязанности. Данное основание должно быть конкретизировано в соглашении при создании хозяйства.

Регистрация изменений

Отметим, что в настоящее время Закон № 74-ФЗ не содержит однозначного указания на то, что смена главы фермерского хозяйства, а также обусловленные этой сменой изменения в соглашении о создании хозяйства, подлежат государственной регистрации.

Вместе с тем такая регистрация необходима. Ведь статья 5 Закона № 74-ФЗ содержит принципиальное положение о том, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

При используют специальные формы документов, среди которых есть и форма № Р24002 «Заявление о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей».

Форма предусматривает три причины: изменение прежних данных о главе хозяйства, внесение изменений в связи со сменой главы и по причине ошибок, допущенных в ранее представленных документах.

При смене главы хозяйства заявление по форме № Р24002 и приложения к нему заполняет и подписывает новый глава. На это указывают и судьи (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2007 г. № А05-10659/2006-17).

Особенности статуса смененного главы

В пункте 3 статьи 18 Закона № 74-ФЗ указано, что смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в данном хозяйстве. Но данное правило не вполне применимо к ситуации, когда имеет место смерть главы хозяйства. Очевидно, что в данном случае речь идет не о том, что умерший глава остается навечно в составе членов хозяйства. Скорее законодатель имел в виду, что смерть главы не означает прекращения его имущественных прав и, соответственно, его наследники вправе ставить вопрос о своем принятии в члены хозяйства либо о получении компенсации, обусловленной размером наследуемой доли в имуществе фермерского хозяйства.

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Сделка считается совершенной в интересах хозяйства, если не доказано, что она была заключена главой в его личных интересах.

Документы, необходимые для регистрации фермерских хозяйств, утверждены приказом МНС России от 3 декабря 2003 г. № БГ-3-09/664.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка