Земля изымается, если используется не по назначению
Законодательство предусматривает несколько случаев, когда происходит изъятие земельного участка. Например, это возможно для государственных и муниципальных нужд по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ (например, для размещения объектов обороны и безопасности). Правда, изъятие в данном случае допускается только при отсутствии иных вариантов размещения объектов. При этом собственнику должна быть выплачена равноценная компенсация, которая включает в себя как реальную стоимость изымаемого недвижимого имущества, так и все причиненные в результате убытки.
Случаи, когда у хозяйства могут быть изъяты земли сельхозназначения, перечислены в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ.
Так, это может произойти, если участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли.
Но при условии, что это повлекло за собой существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.
Также земельный участок могут изъять, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Отметим, что в данный срок не включается период, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года. Данные пояснения содержатся в письме Минэкономразвития России от 30 июля 2011 г. № ОГ-Д23-240.
Обратите внимание: земельный участок сельхозназначения при нарушении требований его использования может быть изъят у собственника только по решению суда.
Отметим, что изъятие земель сельскохозяйственного назначения в публичных интересах без перевода в последующем в иную категорию возможно только в случаях, когда государственные и муниципальные нужды связаны с дальнейшим использованием земельного участка по целевому назначению.
В противном случае земельные участки сельскохозяйственного назначения в общественных интересах (в частности, по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ) должны быть переведены в другую категорию.
В каком порядке изымается участок
Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием.
Впоследствии суд выносит решение, в соответствии с которым земля либо изымается, либо остается в собственности организации.
Документом, на основании которого изымается земля, является решение суда.
На основании этого документа хозяйство снимает земельный участок с бухгалтерского учета и оформляет акт приема-передачи.
Суд может принять решение о продаже земельного участка с торгов. При необходимости проводятся кадастровые работы по оценке участка.
Торги и кадастровые работы проводятся в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов.
При проведении торгов заявок о приобретении участка может не поступить (может поступить только одна заявка).Таким образом, торги могут быть признаны несостоявшимися.
Если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
Изъятие земельного участка: судебная практика
Самым неблагоприятным для хозяйства вариантом изъятия земельного участка является такой, когда участок изымается по решению суда, земля переводится в другую категорию и передается гражданам для индивидуального строительства.
Примером этого является определение Верховного суда РФ от 17 августа 2011 г. № 23-Г11-4. В данном решении сельхозпроизводитель пытался оспорить решение нижестоящей инстанции, однако суд признал изъятие земли правомерным. Поскольку земли изымались для улучшения жилищных условий граждан
Вместе с тем имеются и положительные судебные решения. Это, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2009 г. № А15-888/2008 (решение об изъятии земель сельхозназначения для жилищного строительства не соответствовало нормам действующего земельного законодательства).
Нередко суды рассматривают случаи изъятия в результате использования сельхозземель не по назначению. В большинстве случаев вопрос решается не в пользу организаций.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13 августа 2007 г. № КГ-А41/7765-07-П арбитры указали, что использование сельскохозяйственных земель под размещение складских помещений законом не предусмотрено, а следовательно, спорный участок должен быть изъят.
Также судам приходится рассматривать налоговые споры, которые возникли в рамках процедуры изъятия. Например, судьи ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 19 марта 2007 г. № А17-1618/5-2006 пришли к выводу, что компенсация, выплачиваемая при изъятии земельных участков для государственных нужд, не облагается НДС.
Анализируя судебную практику, можно сказать, что на практике существует две диаметральные ситуации:
- когда сельхозпроизводитель не хочет отдавать землю;
- когда сельхозпроизводитель не использует землю и хочет продать ее с торгов.
В первом случае возможно:
- обратиться в орган исполнительной власти или местной администрации с заявлением о нарушении прав в использовании земельного участка;
- в судебном порядке отстаивать позицию, представив доказательства использования участка надлежащим образом;
- в случае отрицательного решения обжаловать его в апелляционном суде.
Во втором случае, наоборот, сельхозпроизводитель должен обратиться в орган исполнительной власти с заявлением о том, что земля хозяйства не используется.
Однако на практике такие земли оцениваются недорого.
Методика определения стоимости земельных участков указана в письме Минэкономразвития России от 17 августа 2011 г. № ОГ-Д23-958.
При приобретении земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек;
- 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Данная выкупная стоимость установлена для лиц, проживающих на данной категории земель.
Важно запомнить
Хозяйству не следует доводить дело до суда и изъятия земли, поскольку земля при умелом использовании может приносить реальный доход. При неправомерных действиях властей по изъятию земель целесообразно данное решение оспаривать в суде.
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- КС-2 и КС-3 в 2024 году: скачать образцы заполнения формы, бланки
- НДС с материалов, которые остались после демонтажа
- Как оформлять дефектную ведомость и другие документы на ремонт