Что считается загрязнением
Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон), к негативному воздействию относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр и почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом и другими видами физических воздействий;
- иные виды воздействия.
За загрязнение нужно платить
Статьей 16 Закона закреплено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Однако это не освобождает хозяйство от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Порядок внесения платы
Плата вносится в порядке, который определен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Надо сказать, что в свое время данное постановление было в центре внимания многих судов.
Так, решением ВС РФ от 28 марта 2002 г. № ГКПИ02-178постановление № 632 было признано незаконным. Судьи указали, что, согласно пункту 1 статьи 16 Закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным, но формы такой платы определяются федеральными законами. Таким образом, плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом, а не актом Правительства РФ.
Однако с аргументами Верховного суда РФ не согласился Конституционный суд РФ.
В своем определении от 10 декабря 2002 г. № 284-О он указал, что постановление было принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Кроме того, постановление № 632 предусматривает взимание платежей неналогового характера.
По мнению судей Конституционного суда РФ, плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, постановление № 632 в настоящее время является одним из ключевых нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При этом нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
Сроки уплаты
До сих пор сохраняет силу приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Данным приказом предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по итогам отчетного периода (квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок его заполнения и представления утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Полномочия контролеров
Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджетов. Плательщиками являются юридические лица всех форм собственности, которые ведут деятельность, приводящую к негативному воздействию на окружающую среду.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717, функции администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Росприроднадзор.
То есть территориальные органы этого ведомства наделены полномочиями контролировать исчисление и перечисление платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Эти полномочия конкретизированы в рамках приказа Росприроднадзора от 22 февраля 2012 г. № 64. Приказом, в частности, установлено, что центральный аппарат Росприроднадзора и его территориальные органы, как администраторы доходов бюджета, осуществляют следующие полномочия:
- начисляют, ведут учет и контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность осуществления платежей в бюджет, в том числе штрафов;
- взыскивают задолженности по платежам в бюджет, в том числе штрафы;
- принимают решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов, и представляют в орган Федерального казначейства поручения (сообщения) для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
- принимают решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляют соответствующие уведомления в орган Федерального казначейства;
- взыскивают задолженность по платежам в бюджет через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством;
- доводят до плательщиков, судов (мировых судей), судебных приставов-исполнителей сведения о реквизитах счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета доходов, распределяемых между бюджетами бюджетной системы РФ, и другие реквизиты, необходимые для заполнения расчетных документов в соответствии с порядком, установленным Минфином России;
- заполняют (составляют) и отражают в бюджетном учете первичные документы по доходам федерального бюджета;
- сверяют данные бюджетного учета администрируемых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком и сроками, установленными нормативными правовыми актами;
- уточняют невыясненные поступления согласно установленному порядку действий администраторов доходов;
- осуществляют принудительное взыскание с плательщиков платежей в бюджет, в том числе штрафов по ним, через судебные органы или судебных приставов;
- исполняют в случае необходимости иные бюджетные полномочия.
Штрафы за нарушения
За нарушение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены штрафы. Их размер прописан в статье 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 3000 до 6000 руб.;
- на юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Важно запомнить
Предприятия (и индивидуальные предприниматели), деятельность которых связана с загрязнением окружающей среды, должны вносить за это плату не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Иначе им не избежать штрафных санкций.
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- КС-2 и КС-3 в 2024 году: скачать образцы заполнения формы, бланки
- НДС с материалов, которые остались после демонтажа
- Как оформлять дефектную ведомость и другие документы на ремонт