Кто уплачивает налог
Плательщиками водного налога являются организации, которые для забора воды используют сооружения, технические средства и устройства.
А вот те организации, которые имеют право пользоваться водными ресурсами на основании договоров водопользования, данный налог не уплачивают. Это установлено статьей 333.8 Налогового кодекса РФ.
Также сюда относятся хозяйства, которые имеют решения о предоставлении водных объектов в пользование, заключенные и принятые после введения в действие Водного кодекса РФ,
Обязанность уплатить налог возникает при:
- заборе воды из водных объектов;
- использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использовании водных объектов для сплава древесины в плотах и кошелях.
Льгота для сельхозорганизации
О том, когда водный налог не уплачивается, сказано в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. В частности, это случай, когда организация производит забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища). А также для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций (подп. 13 п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ).
А вот можно ли не платить налог, если вода добывается из скважины для орошения выращиваемых овощных культур в теплицах, которые расположены на территории земель сельскохозяйственного назначения? При условии, что данная скважина эксплуатируется хозяйством на основании лицензии на пользование недрами с целевым назначением «Добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта».
Чиновники Минфина России в письме от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 посчитали, что хозяйство должно платить налог на воду. И вот почему.
Хозяйство пользуется подземными водами на основании лицензии на пользование недрами, выдача которой предусмотрена Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Такая лицензия – государственное разрешение, удостоверяющее право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, для определенных целей в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
То есть хозяйство добывает воду собственными силами. А для того чтобы не платить налог на основании подпункта 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ, необходимо наличие соответствующей лицензии. В ней обязательно должны быть зафиксированы лимиты водопользования или разрешенный, то есть предельно допустимый объем забираемой воды, установленный для такой цели. Таким образом, основание для применения льготы в данном случае отсутствует, а значит, организация должна уплачивать налог в общеустановленном порядке.
Забор воды для хозяйственно-бытовых нужд
Если на территории земельного участка сельхозорганизации расположена скважина для добычи воды с поверхностного слоя в целях хозяйственно-бытовых нужд, то данная деятельность не подлежит лицензированию. А это значит, что хозяйство не должно рассчитывать и перечислять в бюджет налог на воду.
Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ плательщиками водного налога признаются те организации, которые осуществляют специальное или особое водопользование.
А такое водопользование, как известно, подлежит лицензированию. Что касается недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов, то тут следует руководствоваться нормой пункта 1.3 Инструкции Роскомнедр от 14 апреля 1994 года, которой установлено, что для данных объектов оформление лицензии не требуется. Об этом говорится в письмах Минфина России от 25 июня 2012 г. № 03-06-05-04/3 и от 10 февраля 2012 г. № 03-06-06-02/1.
Последствия ошибки в расчете налога
Для анализа ситуации рассмотрим постановление ФАС Уральского округа от 19 октября 2010 г. № Ф09-8612/10-С3. Организация уменьшила сумму подлежащего уплате водного налога в результате перерасчета налоговой базы. Это случилось по причине замены в расчетах объема воды, забранной из объекта, на объем сточных вод, сброшенных в водный объект после использования в технологическом процессе. То есть хозяйство посчитало, что базой по водному налогу является объем безвозвратно изъятой (исключенной, удаленной) воды, забранный в пределах допустимого изъятия. После чего компания подала уточненные декларации.
По результатам проверки налоговики доначислили налог. И суд признал правоту ревизоров. При этом указав, что база для расчета налога определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период без учета сброса сточных вод. Данная норма предусмотрена статьей 333.10 Налогового кодекса РФ. А вот возможность корректировать базу по водному налогу Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.
Важно запомнить
В процессе добычи и забора воды организация должна учитывать не только производственную специфику, но и особенности расчета и уплаты водного налога.
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- КС-2 и КС-3 в 2024 году: скачать образцы заполнения формы, бланки
- НДС с материалов, которые остались после демонтажа
- Как оформлять дефектную ведомость и другие документы на ремонт