Сайт – это интеллектуальная собственность
Интернет-сайт можно отнести к мультимедийным продуктам. Они представляют собой сложные объекты и включают в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (ст. 1240 Гражданского кодекса РФ). В нашем случае это программы для ЭВМ, базы данных, графические решения (дизайн), тексты.
У каждого из таких объектов имеется правообладатель. Его полномочия предусмотрены статьей 1229 Гражданского кодекса РФ. Изначально таковым является автор. Причем если их несколько, то исключительное право на тот или иной объект принадлежит им совместно. Важным моментом в данном случае является тот факт, что разрешение на использование результата интеллектуальной деятельности должно быть получено от всех правообладателей.
Небольшие торговые фирмы для разработки сайта, как правило, обращаются к услугам сторонних организаций или специалистов. То есть результат интеллектуальной деятельности будет создаваться по заказу будущего пользователя. Следовательно, необходимо заключать договор авторского заказа (ст. 1288 Гражданского кодекса РФ). Особо пристальное внимание при этом следует уделить договорам заказа о создании соответствующих программ и баз данных. Тонкость здесь заключается в том, что исключительное право на созданные программу и базу данных принадлежит заказчику, если договором не предусмотрено иное. При этом исполнитель (или заказчик), за которым договором не закреплено исключительное право, вправе использовать программу или базу данных для собственных нужд. Для него будут действовать условия безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.
Поэтому будет лучше, если разработка всех элементов сайта будет произведена одним автором.
Налоговый учет затрат
Итак, сайт создан. Все условия, предусмотренные законодательством, соблюдены. Затраты следует признать при определении базы по единому налогу. Прежде всего выделим следующие затраты на использование и создание интернет-сайта при «упрощенке»:
– на вознаграждение правообладателей;
– на регистрацию доменного имени;
– по созданию интернет-сайта;
– на услуги связи (доступ к Интернету);
– по обслуживанию сайта.
Эти суммы могут быть учтены как рекламные расходы фирмы, применяющей «упрощенку». Ведь хотя их конкретного упоминания в закрытом перечне пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ и нет, но положениями его подпункта 20 предусмотрены расходы на рекламу реализуемых товаров, товарного знака и знака обслуживания. Понятие «реклама» понимается для целей налогообложения в значении Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Расходы на содержание и создание интернет-сайта при «упрощенке», содержащего информацию о торговой организации и реализуемых ею товарах, вполне соответствуют критериям определения, данного в этом Законе. Отметим также, что данный вывод подтверждается, например, письмом Минфина России от 29 января 2007 г. № 03-03-06/1/41, а также письмом УФНС России по г. Москве от 23 августа 2006 г. № 18-11/3/74444@.
Официальная позиция
– По какому адресу должна регистрировать контрольно-кассовый аппарат фирма, которая продает товары через компьютерную сеть Интернет? Обязательно ли применять кассовую технику в этом случае?
– Действительно, в рассматриваемом случае применение контрольно-кассовой техники торговой организации обязательно. Причем контрольно-кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в инспекции:
– по юридическому адресу фирмы, если товары доставляются потребителям из головного офиса организации-продавца;
– по адресу каждого обособленного подразделения фирмы, откуда осуществляется доставка реализуемых товаров.
А.С. Кленовский, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса.
- Статьи по теме:
- Готовая продукция - это...определение, бухгалтерский учет, проводки
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- КС-2 и КС-3 в 2024 году: скачать образцы заполнения формы, бланки
- ОКВЭД для интернет магазина 2024: торговля розничная