Объекты и виды контроля
Финансово-бюджетной контроль включает следующие объекты:
- главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
- государственные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, совершающие действия, направленные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения проверок, ревизий и обследований.
Проверки делятся на выездные и камеральные, а также встречные, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
Плановые контрольные мероприятия проводятся в соответствии с планом контрольных мероприятий, который утверждается Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по согласованию с Минфином России. При этом не стоит забывать про следующие нюансы:
в целях исключения дублирования контрольной деятельности формирование плана контрольных мероприятий должно происходить с учетом информации об идентичных контрольных мероприятиях, планируемых иными государственными органами;
периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия должна составлять не более 1 раза в год.
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, принятого в связи с поступлением:
- обращений (поручений) Президента РФ и его администрации, Правительства РФ и его аппарата, министра финансов РФ, Следственного комитета РФ, правоохранительных органов;
- депутатских запросов;
- обращений иных государственных органов, граждан и организаций.
Контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ее территориального органа) о его назначении. В назначении указываются: наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема и основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на его проведение, срок проведения, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Проведение камеральной проверки
Камеральная проверка проводится по местонахождению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ее территориального органа), в том числе на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по запросам службы, а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок.
Срок камеральной проверки – 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу службы.
При проведении камеральной проверки в срок ее проведения не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса службы до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также времени, в течение которого проводятся встречная проверка или обследование.
При проведении камеральных проверок по решению руководителя проверочной (ревизионной) группы может быть проведено обследование.
По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока проведения камеральной проверки.
Акт камеральной проверки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение пяти рабочих дней со дня получения акта. Его письменные возражения приобщаются к материалам камеральной проверки.
Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ее территориального органа) принимает решение:
- о применении мер принуждения, к которым относятся представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направляемые объекту контроля в соответствии с законодательством РФ;
- об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
- о проведении выездной проверки (ревизии).
Процедура выездной проверки
Выездная проверка (ревизия) проводится по местонахождению объекта контроля.
Срок ее проведения структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами службы – не более 30 рабочих дней.
Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа службы может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 10 рабочих дней.
А вот руководитель (его заместитель) самой службы может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) не более чем на 20 рабочих дней в отношении:
контрольного мероприятия, проводимого структурным подразделением центрального аппарата службы, – на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы;
- контрольного мероприятия, проводимого территориальным органом службы, – на основании мотивированного обращения руководителя (заместителя руководителя) службы (ее территориального органа).
По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы составляет акт по утвержденной форме.
В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает нужные документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством РФ. Акт изъятия и копии или опись изъятых документов остаются в соответствующих делах. А в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатываются кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.
Руководитель (заместитель руководителя) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора или ее территориального органа на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить проведение обследования или встречной проверки.
Окончание ревизии
После окончания контрольных действий и иных мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения выездной проверки.
По результатам оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за датой подписания справки о завершении контрольных действий.
К акту выездной проверки (ревизии) (кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования) прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.
Акт в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.
Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение пяти рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).
Акт и иные материалы подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня подписания акта.
По результатам руководитель (заместитель руководителя) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ее территориального органа) принимает решение:
- о применении мер принуждения;
- об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
- о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при представлении объектом контроля письменных возражений, а также при представлении объектом контроля дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
Как проведут обследование
При проведении обследования анализируют и оценивают состояние сферы деятельности объекта контроля, определенной приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ее территориального органа).
Обследование проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).
При проведении обследования могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
По результатам оформляется заключение, которое подписывается должностным лицом службы не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня подписания заключения.
По итогам рассмотрения заключения могут назначить проведение выездной проверки (ревизии).
Отчетность о результатах мероприятий
Для раскрытия информации о полноте и своевременности выполнения плана контрольных мероприятий за отчетный календарный год, обеспечения эффективности контрольной деятельности, а также анализа информации о результатах проведения контрольных мероприятий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, составляет и представляет в Минфин России соответствующий отчет.
Отчет формируется с учетом данных, содержащихся в отчетах о результатах проведения контрольных мероприятий территориальными органами и структурными подразделениями службы. Отчет подписывается руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Кроме того, результаты проведения контрольных мероприятий размещаются на официальных сайтах службы и ее территориальных органов в интернете, а также в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном законодательством РФ.
В.В. Утка,
эксперт по бюджетному учету
- Статьи по теме:
- Форма ПМ-ПРОМ в статистику в 2024 году: кто сдает, сроки, инструкция по заполнению
- Форма П-3 в статистику: кто сдает, сроки, образец заполнения
- Как быть, если изменения в работе не нравятся сотрудникам
- Как определить тяжесть дисциплинарного проступка
- Как работодатель продлевает испытание