Формы налоговых регистров разрабатываются самостоятельно
Согласно новой редакции пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ), налоговые агенты обязаны в регистрах налогового учета вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов.
Формы указанных регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, а также первичных учетных документов должны разрабатываться налоговым агентом самостоятельно. Обратите внимание: ранее обязанность по разработке формы учета доходов была возложена на Минфин России. До того момента, пока финансовое ведомство такую форму не утвердило, для ведения учета организациям предлагалось самостоятельно разработать форму или же использовать налоговую карточку 1-НДФЛ.
Рекомендации по форме налогового учета доходов содержались, в частности, в письмах Минфина России от 20 июля 2010 г. № 03-04-06/6-155, от 21 января 2010 г. № 03-04-08/4-6. Таким образом, если ранее налогоплательщикам предлагался выбор из двух вариантов, то теперь остался только один – самостоятельная разработка.
При этом разработанные организацией налоговые регистры должны содержать:
– сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
– вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми ФНС России;
– суммы дохода и даты их выплаты;
– статус налогоплательщика;
– даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему России;
– реквизиты соответствующего платежного документа.
Порядок представления сведений
Налоговые агенты обязаны представлять в инспекции по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот же налоговый период налогов. При этом, согласно действующему законодательству, не нужно сообщать данные о выплаченных индивидуальным предпринимателям доходах за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги). Для этого налоговому агенту должны быть предъявлены документы, подтверждающие государственную регистрацию физических лиц в качестве предпринимателей и постановку их на учет в налоговых органах. С 2011 года норма относительно индивидуальных предпринимателей утрачивает силу. Таким образом, исключений по представлению сведений больше не будет.
Заметьте: сведения о доходах физических лиц – работников обособленных подразделений должны быть представлены в налоговый орган по местонахождению и соответственно месту налоговой регистрации обособленного подразделения (см. письмо Минфина России от 29 марта 2010 г. № 03-04-06/55).
Срок и периодичность представления сведений не изменились. По-прежнему отчитываться необходимо ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В то же время внесены поправки в порядок представления сведений, которые связаны с применением электронного документооборота. В частности, со следующего года налогоплательщики будут высылать соответствующие отчеты по форме, форматам и в порядке, которые утверждены ФНС России.
Возврат налога
В действующей редакции определен лишь общий порядок возврата НДФЛ. Так, согласно пункту 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ, излишне удержанные суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Таким образом, не конкретизированы ни сроки, ни механизм возврата.
В результате пробелы законодательства «компенсировались» разъяснениями Минфина России и налоговых органов. Кроме того, спорные вопросы решались в судебном порядке.
Разъяснения чиновников и арбитражная практика
Так, в письме от 6 августа 2010 г. № 03-04-06/6-172 специалисты Минфина России констатировали, что особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не установлен. Следовательно, возврат налогоплательщику налоговым агентом излишне удержанных сумм НДФЛ должен осуществляться исходя из положений статьи 78 Налогового кодекса РФ, устанавливающей общий порядок зачета или возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
В письме Минфина России от 12 апреля 2010 г. № 03-04-06/9-72 отмечалось, что возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного НДФЛ за счет уменьшения подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от данного налогового агента иными физическими лицами, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.
При этом суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются «излишне удержанными» и, соответственно, под действие статьи 231 Налогового кодекса РФ не подпадают.
В случае если НДФЛ излишне удержан налоговым агентом, который не находится в стадии банкротства или ликвидации на момент подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, такой агент обязан осуществить возврат налога этому физическому лицу. При этом возврат должен быть произведен независимо от факта и стадии процедур урегулирования взаимоотношений с налоговым органом по месту учета агента (письмо УФНС по г. Москве от 19 марта 2010 г. № 20-14/3/029018@).
Налоговый агент имеет право на возврат из бюджета (зачет) излишне перечисленного налога на доходы физических лиц при наличии доказательств перерасчета налоговых обязательств работников (постановление ФАС Уральского округа от 22 июля 2008 г. № Ф09-5055/08-С2).
Правила установлены
В новой редакции статьи 231 Налогового кодекса РФ достаточно полно определены не только порядок возврата НДФЛ, а также за счет каких сумм производится возврат, но и санкции в случае задержки выплат налоговым агентом. Изменения начнут действовать с 1 января 2011 года.
Как и прежде, излишне удержанная сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Новая обязанность налогового агента – он должен сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат излишне удержанной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей, как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога.
Срок возврата – в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления.
Следует отметить, что возврат нужно будет производить в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
В случае если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением трехмесячного срока, ему придется уплатить дополнительную сумму.
Так, на сумму излишне удержанного налога на доходы физических лиц, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Кроме того, внесено изменение в статью 220 Налогового кодекса РФ.
Так, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления о получении имущественного налогового вычета налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 Налогового кодекса РФ.
Возврат из бюджета
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для возврата в установленный срок, налоговый агент направляет в инспекцию заявление на возврат ему излишне удержанной суммы налога. Это необходимо сделать в течение 10 дней со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.
Возврат налоговому агенту перечисленной суммы налога производится налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ. Вместе с заявлением на возврат налоговый агент представляет в инспекцию выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет.
Обратите внимание: до осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации излишне удержанной и перечисленной суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
Напомним, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 Налогового кодекса РФ).
Важно запомнить
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня:
– получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога;
– подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая сверка проводилась.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о том, что будет произведен возврат излишне удержанной суммы НДФЛ или решение об отказе в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 8, 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- Таблица изменений НК РФ с 2024 года: разъяснения налогового законодательства
- Зарплата умершего сотрудника: НДФЛ и страховые взносы в 2024 году
- Президент изменил сроки уплаты НДФЛ и ввел два обязательных уведомления