Если предприятие приостановило деятельность, оборудование может простаивать. В некоторых случаях бухгалтер вправе продолжать начислять амортизацию. Подтверждает это письмо Минфина России от 9 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/246.
В каких случаях амортизацию можно списать в расходы
В налоговом учете, если производство не консервируется, сумма начисленной за месяцы простоя амортизации может быть признана в целях налогообложения прибыли. По общему правилу такие расходы считаются прямыми. А они списываются на затраты текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ). Поэтому Минфин России в письме № 03-03-06/1/246 обратил внимание, что сумму амортизации, начисленной за месяцы простоя оборудования, нужно учитывать по мере реализации продукции, произведенной на этом оборудовании.
А вот по имуществу, переведенному по решению руководства на консервацию на срок свыше трех месяцев, амортизацию не начисляют (п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ). При расконсервации объекта амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения имущества на консервации.
Как учитывать расходы, связанные с простоем
Если предприятие приостановило выпуск продукции по решению руководства или же выполняя требования контролирующих органов, можно говорить о простое. Причем даже при административном приостановлении деятельности можно считать, что простой вызван внутрипроизводственными причинами. Следовательно, потери от такого простоя в целях налогообложения прибыли считаются внереализационными расходами (подп. 3 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Учтите: согласно статье 157 Трудового кодекса РФ, время простоя по вине работодателя оплачивается работникам в размере не ниже 2/3 средней зарплаты. При этом оплата времени вынужденного простоя считается доходом работника, облагаемым НДФЛ (п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ).
Эта сумма будет учтена и при расчете страховых взносов, поскольку не указана в перечне необлагаемых выплат, приведенном в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Налог на имущество придется платить
Налогом на имущество облагается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе предприятия по правилам бухучета в составе основных средств (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).
Имущество, введенное в эксплуатацию (независимо от того, законсервировано оно или нет), продолжает числиться в учете предприятия как объект основных средств. Поэтому предприятие должно уплачивать с него налог на имущество. При этом в расчет включается первоначальная (восстановительная) стоимость имущества за минусом начисленной по нему амортизации.
Как следует из пункта 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», амортизацию объектов основных средств нужно начислять в течение всего срока их использования, кроме случаев, когда по решению руководителя имущество переводится на консервацию на срок более трех месяцев. В этом случае начисление амортизации будет продолжено после того, как имущество вновь начнут использовать. Причем срок его полезного использования придется увеличить на месяцы простоя.
Важно запомнить
Арбитры в своих решениях приходят к выводу, что организации могут принять к вычету «входной» НДС по договорам на оказание услуг по содержанию законсервированного оборудования. И вот почему.
По мнению судей, затраты предприятия при консервации связаны с содержанием основных средств. А содержание имущества – это производственные траты (постановление ФАС Центрального округа от 15 февраля 2007 г. № А09-4610/06-13-16).
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
Темы: