Штрафы за нарушения
Для начала отметим, что штрафы за нарушение требований и мероприятий в области гражданской обороны увеличены Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. № 295-ФЗ.
Если раньше такое правонарушение влекло лишь наложение штрафа на руководителя организации в размере от 500 до 1000 руб., то сейчас оно грозит штрафом (ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
- должностным лицам – от 5000 до 10 000 руб.;
- предприятиям – от 50 000 до 100 000 руб.
Требования по гражданской обороне
Далее рассмотрим, что же подразумевается под требованиями и мероприятиями в области гражданской обороны, которые не должны быть нарушены. Для этого обратимся к статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Итак. Мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
А требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 9 Закона № 28-ФЗ, организации в пределах своих полномочий:
1) планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
2) проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
3) осуществляют обучение работников в области гражданской обороны;
4) создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
5) создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации с потенциально опасными производственными объектами, а также важного оборонного и экономического значения создают нештатные аварийно-спасательные формирования и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок подготовки к ведению и ведения обороны утверждает руководитель предприятия в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны, разрабатываемым и утверждаемым МЧС России (п. 4 Положения о гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804).
Проведение проверок
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляет МЧС России (п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 305).
При этом такой контроль ведется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
То есть по общему правилу плановая проверка требований и мероприятий по гражданской обороне не может проводиться на предприятии чаще одного раза в три года. Об этом сказано в пункте 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.
Таким образом, если организация нарушила требования к эксплуатации, например, бомбоубежища, и последняя проверка МЧС России проводилась более трех лет назад, есть большая доля вероятности быть оштрафованной по новым правилам.
Напомним, что протоколы об административных правонарушениях по делам в области гражданской обороны уполномочены составлять должностные лица МЧС России.
А рассматривают дела о таких правонарушениях уже судьи (ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Налогообложение расходов на гражданскую оборону
Финансирование мероприятий по гражданской обороне является расходным обязательством федерального, регионального и муниципального уровней бюджета (п. 1-3 ст. 18 Закона № 28-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне»).
Если же подготовка и проведение мероприятий не финансируются из соответствующего бюджета, то расходы на гражданскую оборону организация учитывает в целях налогообложения прибыли в размере, согласованном с МЧС России (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, п. 2 постановления Правительства РФ № 227).
Но следует отметить, что помимо общего правила экономической оправданности и документального подтверждения затрат (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ) в признании расходов на гражданскую оборону ключевую роль играет словосочетание «в соответствии с законодательством».
Так, Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309. Согласно ему организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность и ведут учет создаваемых и существующих объектов (п. 10 Порядка).
То есть, если в рамках проведения мероприятий по гражданской обороне на организацию возложена обязанность по созданию и содержанию объектов гражданской обороны, она и несет такие расходы. Именно в этом случае организация вправе списать произведенные расходы в уменьшение прибыли.
И здесь уже вступает в действие правило обязательного документального подтверждения таких расходов, в противном случае обосновать и отстоять этот расход будет невозможно.
Так, организация, получившая в хозяйственное ведение бомбоубежище, находящееся в федеральной собственности, не смогла представить документы по содержанию объекта, в результате чего была оштрафована за занижение налогооблагаемой прибыли (постановление ФАС Уральского округа от 14 ноября 2006 г. № Ф09-10122/06-С7).
А вот, например, когда правомерность списания пяти объектов гражданской обороны была документально подтверждена (в наличии имелись верно оформленные акты, согласованные с МЧС России и префектом округа), расходы на их списание были признаны правомерными (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2010 г. № 09АП-1862/2010-АК).
Все разъяснения главного финансового ведомства по вопросу учета расходов организации на гражданскую оборону довольно стары. Но, учитывая, что сам характер таких расходов не меняется, считаем, что этими разъяснениями можно пользоваться и сейчас (письма Минфина России от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/1/490, от 14 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/757, от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/1/252). Так, специалисты ведомства подтверждают правомерность отнесения организациями, обязанными нести расходы на гражданскую оборону, в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль следующих расходов:
- на создание и содержание убежищ и иных объектов гражданской обороны;
- на создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в рамках согласованной с органами исполнительной власти, уполномоченными в области гражданской обороны, номенклатуры;
- на средства индивидуальной защиты и их обработку.
В то же время Минфин России предупреждает, что создание в целях налогообложения прибыли резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций неправомерно (письмо от 21 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/376).
Важно запомнить
Если проведение мероприятий в области гражданской обороны не финансируется из соответствующего бюджета, то затраты на их проведение предприятие вправе учесть в целях налогообложения прибыли в размере, согласованном с МЧС России. При этом такие расходы на гражданскую оборону должны быть документально подтверждены.
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения