Вынесено решение о проведении допмероприятия
По итогам выездной проверки ревизоры составляют соответствующий акт. Налоговикам отводится на это не более двух месяцев (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
У проверяемой организации есть право представить свои возражения по материалам проверки. Сделать это надо не позднее 15 дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ). По окончании данного срока руководитель инспекции (его заместитель) должен в течение 10 рабочих дней рассмотреть все имеющиеся материалы проверки и на их основе вынести свое окончательное решение (п. 1 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
При этом налоговики обязаны известить предприятие о времени и месте рассмотрения данных материалов (п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
Следует отметить, что если в ходе проверки не было выявлено каких-либо нарушений, то решение по проверке не оформляется.
Такие пояснения содержатся в письме ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299@.
До принятия окончательного решения у налоговиков есть право назначить дополнительные мероприятия контроля. Их цель – сбор дополнительной информации по фактам выявленных в ходе проверки нарушений.
Максимальный срок проведения дополнительного мероприятия составляет не более одного месяца.
В решении о его проведении должны быть изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указаны срок и конкретная форма (п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
Решение о назначении дополнительного мероприятия обычно принимается одновременно с решением о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Перечень допмероприятий является закрытым. К ним относятся: истребование документов на основании статей 93 и 93.1 Налогового кодекса РФ, допрос свидетеля и проведение экспертизы.
Назначение каких-либо других исследований в рамках налогового контроля будет незаконным.
Также стоит отметить, что дополнительное исследование обстоятельств, послуживших поводом для претензий со стороны налоговиков, должно касаться исключительно тех эпизодов и положений, которые отражены в акте проверки. Это подтверждается постановлением Конституционного суда РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П.
Таким образом, выходить за рамки акта при назначении допмероприятий налоговики не должны.
Для получения дополнительных разъяснений руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки свидетеля, эксперта, специалиста.
Привлечение указанных лиц к рассмотрению материалов проверки должно быть оформлено отдельным решением. Форма такого решения не утверждена, поэтому руководитель инспекции (его заместитель) оформляет его в произвольной форме.
Права, о которых должно знать предприятие
В рамках дополнительных мероприятий организации могут представлять в налоговую свои возражения. И инспекторы обязаны их рассматривать пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
При этом сроков для подготовки проверяемой организацией таких возражений законодательством не установлено.
Впрочем, как и нормы, которая определяет порядок оформления результатов проведенного дополнительного мероприятия в решении, выносимом налоговиками по итогам выездной проверки.
Поэтому налоговики зачастую не предоставляют возможности организации ознакомиться с результатами дополнительных исследований до рассмотрения материалов выездной проверки, тем самым лишая ее защиты своих интересов в полном объеме.
Следует отметить, что чиновники Минфина России в данном вопросе принимают сторону проверяемых организаций.
Во-первых, так как налоговым законодательством не предусмотрено оформление специального (отдельного) решения по результатам дополнительного мероприятия, то заключение по нему должно быть принято в срок, установленный пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
А именно в срок принятия решения по выездной проверке в целом (письмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14).
Во-вторых, налоговики обязаны обеспечить участие предприятия в процедуре рассмотрения материалов проверки, включая и материалы, полученные в ходе проведения допмероприятий.
Такое пояснение сделано в письме Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321. При этом организация вправе представлять письменные возражения и по итогам их проведения (письмо Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-02-08/82).
Ознакомление с итогами допмероприятия в какой срок должен определяться руководителем (заместителем) инспекции с учетом фактических обстоятельств, включая количество собранных материалов и их объем (письмо Минфина России от 26 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-342).
Отсутствие письменных возражений (пояснений) не лишает организацию права давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, по мнению финансистов, ознакомление с итогами допмероприятия со всеми имеющимися у них материалами, в том числе с итогами проведения дополнительного мероприятия должны быть в полном объеме (письмо Минфина России от 18 февраля 2011 г. № 03-02-07/1-58).
Причем сделать это они должны до вынесения окончательного решения по проверке.
Следовательно, результаты дополнительных мероприятий являются своего рода дополнением к акту налоговой проверки и должны быть приобщены к нему.
Такого же мнения придерживаются и некоторые суды.
Так, высшие арбитры подтвердили, что компания, в отношении которой проводилась проверка, должна быть обеспечена на всех ее стадиях материалами, имеющимися у инспекции.
При этом указав, что если решение по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной ими в ходе дополнительных мероприятий, было принято без извещения компании, то это является нарушением требований пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Данное нарушение служит основанием для отмены такого решения (постановление Президиума ВАС РФ от 16 июня 2009 г. № 391/09).
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2011 г. № А13-12128/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 10 октября 2011 г. № А32-26643/2010.
Однако имеются и противоположные судебные решения.
Так, в рамках допмероприятий налоговики провели экспертизу, но не ознакомили предприятие с ее результатами. Поскольку представители предприятия не явились на рассмотрение материалов проверки с учетом заключения экспертов, хотя и были предупреждены о времени и месте. В данном случае судьи поддержали налоговиков постановление ФАС Поволжского округа от 24 января 2012 г. по делу № А57-4681/2011.
В другом деле предприятие также было уведомлено о времени рассмотрения материалов по дополнительным мероприятиям, но у него отсутствовала возможность представить возражения.
В этом случае судьи также поддержали налоговиков и оставили соответствующее решение в силе (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 сентября 2011 г. № А28-10324/2010).
Важно запомнить
Если налоговики нарушают существенные условия процедуры рассмотрения итогов мероприятия налогового контроля, то вынесенное в итоге решение может быть признано неправомерным. К существенным условиям можно отнести обеспечение возможности для проверяемого предприятия представить объяснения, в том числе относительно результатов дополнительных мероприятий.