Разрешение на добычу
Производственная компания, начавшая деятельность по добыче воды, должна получить специальное разрешение.
Существует два вида подобных разрешений:
1) договор водопользования;
2) лицензия на добычу.
Выдача данных разрешений зависит от того, из какого именно источника будет добываться вода.
Договор водопользования
Для добычи воды из поверхностных источников лицензия не требуется. Но предприятие обязано заключить договор на пользование ресурсами с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Сделать это необходимо с соблюдением Водного кодекса РФ.
Так, в части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ сказано, что объекты, находящиеся в федеральной собственности или собственности муниципальных образований, могут быть предоставлены в пользование. В этом случае предприятие не должно платить водный налог. Необходимо лишь перечислять средства за пользование водным объектом. Размер этих платежей фиксируется в контракте, заключенном с властями.
Принципы, на основании которых устанавливается плата за пользование водными ресурсами, описаны в статье 20 Водного кодекса РФ.
Во-первых, это стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов.
Во-вторых, это дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна.
В-третьих, это равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Кроме того, ставки платы за пользование водными объектами, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, региональными или местными властями (в зависимости от того, в чьей собственности находится объект).
Лицензия
Если вода добывается из подземных источников, для этого нужна лицензия. Порядок ее оформления описан в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1). При этом не имеет значения, в каких целях будет использоваться вода: питьевых, хозяйственных или технологических. Лицензия потребуется в любом случае.
Лицензия подтверждает право организации пользоваться участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении оговоренных условий.
В документе должна содержаться следующая информация:
- данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
- указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
- указание границ акватории, выделенной для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- сроки действия лицензии и сроки начала работ;
- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании акваториями;
- другая необходимая информация.
Уплата водного налога
Предприятия, добывающие воду по лицензии, являются плательщиками водного налога на основании пункта 1 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ.
Объектом налогообложения является не только сам забор воды из водных объектов, но и использование акватории этих объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях.
Водный налог придется платить и тем производственникам, которые используют ресурсы для целей гидроэнергетики. Основание – пункт 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.
В то же время, согласно пункту 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ, не признаются объектами обложения водным налогом, например:
- забор из подземных объектов воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
- забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
- забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
- забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
- забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.
Если предприятие получит лицензию с указанием конкретного назначения добытых вод, то использовать ресурсы в других целях нельзя.
Дело в том, что выданное разрешение дает право использовать добытые ресурсы лишь в указанных целях, об этом сказано в статье 11 Закона № 2395-1. При этом не допускается изменение условий пользования недрами без согласия лицензирующих органов.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за такие нарушения для должностных лиц предприятия предусмотрен штраф в размере от 20 000 до 40 000 руб., а для юридических лиц – в размере от 300 000 до 500 000 руб.
Вопрос об объекте обложения водным налогом недавно был рассмотрен и чиновниками.
Так, в письме от 6 апреля 2012 г. № 03-06-06-01/10 Минфин России сообщил, что забор воды из подземного водного объекта и последующее ее закачивание в пласт при разработке нефтяного месторождения облагается водным налогом. Согласно пункту 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ, данная деятельность, а именно забор воды из источников, является объектом налогообложения.
При этом не имеет значения, с какой целью будет использоваться добытая вода в дальнейшем.
Кроме того, в исчерпывающем перечне объектов, не облагаемых водным налогом, данный вид деятельности не указан (п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ).
Как определить налоговую базу
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
По каждому виду водопользования налоговая база определяется предприятием отдельно в отношении каждого водного объекта.
Кроме того, если на объект действуют различные налоговые ставки, то и база должна быть рассчитана по каждой из них отдельно.
Забранный объем воды рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, которые должны быть отражены в специальном журнале первичного учета использования воды.
Но бывает и так, что добыча осуществляется без измерительных средств. Тогда объем рассчитывают исходя из времени работы и производительности технических средств.
Если и такие расчеты невозможны, тогда объем определяется на основании утвержденных норм водопотребления.
При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Ее рассчитывают на основании данных лицензии.
Исключение составляет лишь забор воды в целях гидроэнергетики. В этом случае база для расчета водного налога определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубометров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 (ст. 333.10 Налогового кодекса РФ).
Налоговые ставки
При расчете водного налога особое внимание следует уделить его ставкам. Ведь, согласно пункту 1 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки платы за пользование водными объектами, то и налоговая база должна определяться отдельно по каждой ставке.
На это обращают внимание и чиновники, например, в письме ФНС России от 8 июля 2010 г. № ШС-37-3/6165@.
Размер ставок зафиксирован в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. При этом они устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Учтите, что данные ставки действуют лишь в пределах квартальных и годовых лимитов водопользования. Если компания выходит за установленные пределы, то, согласно пункту 2 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, ставки увеличиваются в пять раз.
Так, при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для Северного экономического района установлена налоговая ставка за 1 тыс. м3 воды, забранной из поверхностных водных объектов: Волги – 300 руб., Невы – 264 руб., Печоры – 246 руб. А забранной из подземных водных объектов: Волги – 384 руб., Невы – 348 руб., Печоры – 300 руб.
Рассчитанная сумма должна быть перечислена в бюджет в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).
Представление декларации
Декларация представляется организацией в инспекцию по местонахождению объекта налогообложения в установленный срок (ст. 333.15 Налогового кодекса РФ). При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Учтите, что иностранные компании представляют также копию налоговой декларации в инспекцию по местонахождению ведомства, выдавшего лицензию на водопользование. Делать это надо в срок, установленный для уплаты налога.
Важно запомнить
Для пользования водными объектами предприятию нужно заключить договор водопользования или получить лицензию (все зависит от конкретных условий добычи воды). Причем во втором случае компании придется уплачивать водный налог, представляя в налоговую инспекцию декларацию по нему.