Применение норм убыли, разработанных организацией самостоятельно.
«Естественная убыль в отличие от технологических потерь (которые также могут возникать при транспортировке материально-производственных запасов) является расходом, нормируемым в целях налогообложения. На это прямо указано в подпункте 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ. Причем нормативы должны быть утверждены не самим налогоплательщиком, а федеральными органами, уполномоченными на то Правительством РФ. Если современных норм списания нет, можно воспользоваться нормативами, утвержденными ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти СССР
Итак, исходя из буквального прочтения налогового законодательства, можно сделать следующий вывод. При отсутствии законодательно утвержденных норм естественной убыли (старых или новых) налогоплательщик не вправе включать в расходы потери от естественной убыли, даже если сможет доказать факт таких потерь».
Применение норм убыли, разработанных организацией самостоятельно.
«При расчете налога на прибыль организация может включить в состав материальных расходов потери от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, возникшие во время их хранения и транспортировки. Подобные расходы учитываются в целях налогообложения в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ в постановлении от 12.11.2002 № 814. Это указано в подпункте 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ.
Нормы естественной убыли утверждаются по согласованию с Минэкономразвития России на основании Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли и с учетом технологических условий хранения и транспортировки материальных ценностей, климатического и сезонного факторов, влияющих на естественную убыль.
Обязанность разработать и утвердить нормы естественной убыли возложена на федеральные органы исполнительной власти, а именно на Минздравсоцразвития России, Минпромэнерго России, Минреги-он России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минтранс России и Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Утвердить нормы естественной убыли материально-производственных запасов федеральные органы исполнительной власти изначально должны были до 1 января 2003 года. Впоследствии этот срок был перенесен на 1 января 2007 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 29.05.2006 № 331).
До утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном в подпункте 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, налогоплательщики могут применять нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Об этом говорится в статье 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ. Действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие после 1 января 2002 года.
Следовательно, если по какому-то виду товаров или материалов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти до сих пор не разработал и не утвердил нормы естественной убыли, то организации вправе руководствоваться нормами, установленными еще в СССР. Такого же мнения придерживаются Минфин России (письмо от 24.09.2008 № 03-03-06/1/545) и Федеральная налоговая служба (письмо от 03.09.2007 № 02-1-08/138@).
Но, к сожалению, и советские нормы естественной убыли были разработаны далеко не по всем видам продукции. По мнению официальных органов, потери от естественной убыли по тем категориям продукции, для которых нормы не утверждены, учитывать при расчете налога на прибыль нельзя (письма Минфина России от 21.06.2006 № 03-03-04/1/538 и УФНС России по г. Москве от 17.01.2007 № 20-12/004115).
В то же время есть примеры судебных решений, в которых судьи пришли к противоположному выводу. Например, ФАС Уральского округа в постановлении от 12.03.2008 № Ф09-684/08-С3 отметил, что нормы естественной убыли по конкретному виду материально-производственных запасов не были разработаны федеральными исполнительными органами в установленные сроки. Неисполнение государственными органами действий по разработке и утверждению необходимых документов не должно приводить к невозможности реализации прав налогоплательщика, установленных законом, и лишать его законодательно установленного права на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму потерь от порчи (недостачи) при хранении (транспортировке) материальных ценностей. Поэтому, по мнению судей, при расчете налога на прибыль налогоплательщики могут учесть потери от порчи МПЗ по нормам, утвержденным распоряжением руководителя организации.
Подобные решения были также приняты ФАС Северо-Западного округа (постановление от 02.07.2008 № А05-6193/2007), ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 04.09.2006 № Ф04-5368/2006 (25679-А27-14) по делу № А27-41382/05-5), ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 27.12.2005 № А19-13273/05-45-Ф02-6493/05-С1) и ФАС Московского округа (постановление от 12.10.2005, 06.10.2005 № КА-А41/9793-05)».