Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Электронные счета-фактуры

15 сентября 2009 116 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Виталий Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о новой пилотной модели, созданной ФНС России.

— Начну с того, что сейчас по разным оценкам российский бизнес генерирует от 9 до 15 млрд. счетов-фактур в год. Это огромный пласт бумажной отчетности, который налогоплательщики, во-первых, должны хранить в течение достаточно длительного срока. А во-вторых, если в ходе контрольных мероприятий в налоговые органы потребуется представить счета-фактуры, сформированные на компьютере, их нужно будет распечатать и заверить должным образом копии, что выливается в определенные временные и трудовые затраты.

Правительство поручило нам рассмотреть принципиальную возможность создания системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. В ходе пилотного проекта, который проходил с января по июнь этого года, мы должны были установить, возможно ли это технологически и технически...

А что означает «технически» и «технологически» в данном случае?

— «Технически» означает ответ на вопрос: позволяет ли работать в новом формате имеющаяся у налогоплательщиков и в налоговых органах вычислительная техника? «Технологически» — возможно ли создать технологию юридически значимого обмена электронными счетами-фактурами через каналы связи? Здесь мы учитывали два аспекта. Первый — получатели и поставщики товаров и услуг должны были обменяться счетами-фактурами между собой, второй — по запросу налогового органа они должны были представить реестры электронных счетов-фактур и сами счета-фактуры.

Кто участвовал в этом проекте и в каком регионе он проходил?

— Проект реализован в налоговых органах Управления ФНС России по г. Москве. Функции оператора электронного документооборота счетов-фактур (оператора ЭДО СФ) выполняло ООО «Такском». В проекте приняли участие столичные налоговые инспекции и налогоплательщики, состоящие в них на налоговом учете. Это:

  • Инспекция ФНС России № 4 по ЦАО г. Москвы (ООО «Такском» и ООО «Интерстиль»);
  • Инспекция ФНС России № 6 по ЦАО г. Москвы (ЗАО «Издательство "Открытые системы"»);
  • Инспекция ФНС России № 10 по ЦАО г. Москвы (ЗАО «АФИША Индастриз», ООО «ЮГ-НЕФТЕПРОДУКТ» и ЗАО «Оптконсалт»);
  • Инспекция ФНС России № 43 по САО г. Москвы (ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»).

Кроме того, в пилотном проекте в части электронного документооборота счетов-фактур между хозяйствующими субъектами участвовали следующие компании:

  • ООО «ВТО ЭРКОНПРОДУКТ» (ИФНС № 28);
  • ООО «Бутербродная компания» (ИФНС № 37);
  • ОАО Сбербанк России, Вернадское ОСБ № 7970 (ИФНС № 50).

Всем участникам проекта было инсталлировано программное обеспечение и переданы инструкции по установке, настройке и функционированию используемых программных средств. В соответствии с разработанным графиком за период работы пилотного проекта было отправлено и принято 340 счетов-фактур. Налоговые органы выставили налогоплательщикам более 100 требований, на которые получили ответные сообщения, содержащие затребованные электронные документы.

Как вы оцениваете результаты проведенного эксперимента?

— Принципиальных недостатков предложенной технологии в ходе пилотного проекта мы не выявили. Практически все замечания и предложения относятся к используемым программным средствам, причем подавляющее большинство из недочетов было устранено сразу в ходе реализации проекта.

Полученные результаты позволяют Федеральной налоговой службе разработать программное обеспечение, с помощью которого можно интегрировать данные из счетов-фактур, представляемых в автоматизированную информационную систему ФНС России. В дальнейшем эти данные будут использоваться в аналитической и контрольной работе налоговых органов.

Таким образом, можно считать, что основная цель пилотного проекта, заключающаяся в разработке и апробации организационных и технологических решений, направленных на создание системы электронного документооборота счетов-фактур, достигнута с положительным результатом. Вот это действительно важно.

«Бизнесу новая технология помогает сократить материальные и временные расходы на выставление контрагентам счетов-фактур, налоговым органам — на проверку...»

Каковы перспективы?

— Мы представили отчет в Правительство РФ, ответили на принципиальный вопрос — да, переход на электронный документооборот счетов-фактур возможен. Правительство дало нам новое поручение — подготовить график мероприятий, создающих условия для внедрения системы электронного оборота счетов-фактур в 2010 году.

В нашей дальнейшей работе есть несколько важных аспектов. Первый из них — нормативный аспект. В Налоговом кодексе нет такого понятия, как «электронный счет-фактура». Следовательно, необходимо будет внести соответствующие изменения.

Второй аспект — технический. Кто будет разрабатывать требования к программному обеспечению для электронного документооборота счетов-фактур, а также формат этих счетов-фактур? Мы предложили в качестве разработчика ФНС России. Так как форматы налоговой отчетности разрабатываются и утверждаются налоговой службой.

Справка

Виталий Григорьевич Колесников, государственный советник РФ 3-го класса. Выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансовой академии при Правительстве РФ. С 1998 г. состоял на руководящих должностях в финансово-кредитных организациях. С 2003 г. — на государственной службе в органах по финансовому оздоровлению и банкротству, в Правительстве Нижегородской области, в налоговых органах. С 2009 г. является начальником Управления информатизации ФНС России

Третий немаловажный вопрос — кто будет хранить электронные счета-фактуры? Хранилища могут быть у поставщика и получателя. Минусы в том, что архив в этом случае может повреждаться, может быть утерян и так далее. Другой вариант — хранилище организуется у оператора связи, который получает и передает счета-фактуры. Третий — хранение осуществляет отдельная структура: либо орган государственной власти, либо независимый участник, исключительным видом деятельности которого будет хранение таких счетов-фактур. Здесь уместно провести аналогию с рынком ценных бумаг и депозитарием, где депозитарий является хранилищем ценных бумаг и хранение — его исключительный вид деятельности, ничем другим он больше заниматься не может. Мы считаем, что хранить электронные счета-фактуры должен либо государственный орган, либо специальный участник рынка. Это наше предложение. Но будет ли оно поддержано, неизвестно.

Еще один сложный вопрос касается истребования счетов-фактур: каким образом будет строиться эта процедура? Возможно, налоговые органы будут запрашивать хранилища о представлении определенных счетов-фактур, а те, в свою очередь, поставщиков. Другой вариант — налоговые органы запрашивают поставщиков, затем поставщики самостоятельно направляют запрос и поручение в хранилище.

Можно ли сказать, что с внедрением новой технологии все без исключения счета-фактуры должны быть учтены? Каким вы видите переход на электронные счета-фактуры? Будет ли он добровольным или все-таки обязательным?

— Думаю, переход на ведение счетов-фактур в электронном виде состоится по отдельным категориям налогоплательщиков: крупнейшим налогоплательщикам и налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в определенных сферах бизнеса, а также по желанию — как это происходило со сдачей отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Сегодня Налоговый кодекс предписывает сдавать ее подобным образом предприятиям с численностью работников свыше 100 человек, тем не менее он не запрещает это делать всем остальным компаниям. Сейчас по всей стране свыше 1 млн. налогоплательщиков сдают отчетность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Так же — постепенно, пошагово — можно вводить электронные счета-фактуры. Заставлять всех, наверное, неправильно, потому что переход к электронному документообороту счетов-фактур потребует приобретения программного продукта и получения электронной цифровой подписи. И потом, может быть, кому-то из налогоплательщиков неудобно, кто-то привык сдавать счета-фактуры, как и налоговую отчетность, по-прежнему.

Но в принципе здесь заинтересованы обе стороны — и бизнес, и налоговые органы. Бизнесу новая технология помогает сократить материальные и временные расходы на выставление контрагентам счетов-фактур, налоговым органам — на проверку, потому что весь процесс происходит через специализированного оператора связи, который фиксирует время и дату поступления и получения этих счетов-фактур. Кстати, из-за этого подменить счет-фактуру или выписать его задним числом впредь будет нельзя.

Виталий Григорьевич, скажите, новая технология как-то повлияет на процедуру возмещения НДС?

— Думаю, напрямую. Процедура возмещения НДС связана с проверочным анализом обоснованности заявленного возмещения. Как только мы уходим с бумажного документооборота на электронный, резко сокращается время на контрольные мероприятия.

Какие программно-технические средства необходимы для перехода на ЭДО СФ? В какую сумму обойдутся предположительные издержки налогоплательщиков?

— Затраты, по нашим оценкам, будут минимальными. Скорее всего программный комплекс, связанный с ведением документооборота счетов-фактур, будет встраиваться в бухгалтерские программы, используемые налогоплательщиками. Они должны будут заключить договор со спецоператором связи, в рамках которого смогут передавать счета-фактуры в электронном виде. Необходимость дополнительного технического оснащения будет напрямую зависеть от того, где будут находиться электронные хранилища.

Рисунок. Один из вариантов взаимодействия участников проекта с ведением хранилища электронных счетов-фактур налогоплательщиками

Какие поправки в действующее законодательство требуется внести?

— В настоящее время порядок выставления, учета и представления счетов-фактур в налоговые органы определен в следующих нормативных правовых актах: в главе 21 Налогового кодекса, 914-м постановлении, приказе Минфина № 119н и некоторых других.

В эти и другие документы необходимо включить ряд новых положений. В том числе определить порядок работы системы электронного документооборота счетов-фактур, возложить функции контроля, аттестации, сертификации программно-аппаратных средств на государственную структуру как на заказчика, включить счета-фактуры в состав первичных документов бухгалтерского учета. А также указать, что покупатели и поставщики товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав — плательщики НДС имеют право выставлять и принимать счета-фактуры по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной цифровой подписью. При этом порядок выставления и приема счетов-фактур в электронном виде по ТКС с применением электронной цифровой подписи, по нашему мнению, должен определяться Министерством финансов РФ.

В какие сроки, по-вашему, могут быть внедрены электронные счета-фактуры в опытную эксплуатацию?

— Мы получили очень быстрый отклик на этот проект. В июле мы подали отчет с результатами, а уже в августе Правительство РФ дало новое поручение. С учетом наших предложений Минфином будет разработан законопроект, согласован с другими заинтересованными ведомствами и передан в правительство на рассмотрение.

Я думаю, что какие-то изменения в Налоговый кодекс могут быть приняты уже в следующем году и соответственно вступят в силу с 1 января 2011 года. А может быть и раньше, поскольку они не ухудшают положение налогоплательщиков.

Мы рассмотрели электронные счета-фактуры.

Беседовала Олеся Смолина

1Речь идет о поручении Правительства РФ от 11.11.2008 № КА-П13-6752. — Примеч. ред.
2Один из вариантов электронного документооборота счетов-фактур между участниками пилотного проекта изображен на рисунке
3Имеются в виду постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» и приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». — Примеч. ред.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка