Виталий Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о новой пилотной модели, созданной ФНС России.
— Начну с того, что сейчас по разным оценкам российский бизнес генерирует от 9 до 15 млрд. счетов-фактур в год. Это огромный пласт бумажной отчетности, который налогоплательщики, во-первых, должны хранить в течение достаточно длительного срока. А во-вторых, если в ходе контрольных мероприятий в налоговые органы потребуется представить счета-фактуры, сформированные на компьютере, их нужно будет распечатать и заверить должным образом копии, что выливается в определенные временные и трудовые затраты.
Правительство поручило нам рассмотреть принципиальную возможность создания системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. В ходе пилотного проекта, который проходил с января по июнь этого года, мы должны были установить, возможно ли это технологически и технически...
А что означает «технически» и «технологически» в данном случае?
— «Технически» означает ответ на вопрос: позволяет ли работать в новом формате имеющаяся у налогоплательщиков и в налоговых органах вычислительная техника? «Технологически» — возможно ли создать технологию юридически значимого обмена электронными счетами-фактурами через каналы связи? Здесь мы учитывали два аспекта. Первый — получатели и поставщики товаров и услуг должны были обменяться счетами-фактурами между собой, второй — по запросу налогового органа они должны были представить реестры электронных счетов-фактур и сами счета-фактуры.
Кто участвовал в этом проекте и в каком регионе он проходил?
— Проект реализован в налоговых органах Управления ФНС России по г. Москве. Функции оператора электронного документооборота счетов-фактур (оператора ЭДО СФ) выполняло ООО «Такском». В проекте приняли участие столичные налоговые инспекции и налогоплательщики, состоящие в них на налоговом учете. Это:
- Инспекция ФНС России № 4 по ЦАО г. Москвы (ООО «Такском» и ООО «Интерстиль»);
- Инспекция ФНС России № 6 по ЦАО г. Москвы (ЗАО «Издательство "Открытые системы"»);
- Инспекция ФНС России № 10 по ЦАО г. Москвы (ЗАО «АФИША Индастриз», ООО «ЮГ-НЕФТЕПРОДУКТ» и ЗАО «Оптконсалт»);
- Инспекция ФНС России № 43 по САО г. Москвы (ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»).
Кроме того, в пилотном проекте в части электронного документооборота счетов-фактур между хозяйствующими субъектами участвовали следующие компании:
- ООО «ВТО ЭРКОНПРОДУКТ» (ИФНС № 28);
- ООО «Бутербродная компания» (ИФНС № 37);
- ОАО Сбербанк России, Вернадское ОСБ № 7970 (ИФНС № 50).
Всем участникам проекта было инсталлировано программное обеспечение и переданы инструкции по установке, настройке и функционированию используемых программных средств. В соответствии с разработанным графиком за период работы пилотного проекта было отправлено и принято 340 счетов-фактур. Налоговые органы выставили налогоплательщикам более 100 требований, на которые получили ответные сообщения, содержащие затребованные электронные документы.
Как вы оцениваете результаты проведенного эксперимента?
— Принципиальных недостатков предложенной технологии в ходе пилотного проекта мы не выявили. Практически все замечания и предложения относятся к используемым программным средствам, причем подавляющее большинство из недочетов было устранено сразу в ходе реализации проекта.
Полученные результаты позволяют Федеральной налоговой службе разработать программное обеспечение, с помощью которого можно интегрировать данные из счетов-фактур, представляемых в автоматизированную информационную систему ФНС России. В дальнейшем эти данные будут использоваться в аналитической и контрольной работе налоговых органов.
Таким образом, можно считать, что основная цель пилотного проекта, заключающаяся в разработке и апробации организационных и технологических решений, направленных на создание системы электронного документооборота счетов-фактур, достигнута с положительным результатом. Вот это действительно важно.
«Бизнесу новая технология помогает сократить материальные и временные расходы на выставление контрагентам счетов-фактур, налоговым органам — на проверку...»
Каковы перспективы?
— Мы представили отчет в Правительство РФ, ответили на принципиальный вопрос — да, переход на электронный документооборот счетов-фактур возможен. Правительство дало нам новое поручение — подготовить график мероприятий, создающих условия для внедрения системы электронного оборота счетов-фактур в 2010 году.
В нашей дальнейшей работе есть несколько важных аспектов. Первый из них — нормативный аспект. В Налоговом кодексе нет такого понятия, как «электронный счет-фактура». Следовательно, необходимо будет внести соответствующие изменения.
Второй аспект — технический. Кто будет разрабатывать требования к программному обеспечению для электронного документооборота счетов-фактур, а также формат этих счетов-фактур? Мы предложили в качестве разработчика ФНС России. Так как форматы налоговой отчетности разрабатываются и утверждаются налоговой службой.
Справка
Виталий Григорьевич Колесников, государственный советник РФ 3-го класса. Выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансовой академии при Правительстве РФ. С 1998 г. состоял на руководящих должностях в финансово-кредитных организациях. С 2003 г. — на государственной службе в органах по финансовому оздоровлению и банкротству, в Правительстве Нижегородской области, в налоговых органах. С 2009 г. является начальником Управления информатизации ФНС России
Третий немаловажный вопрос — кто будет хранить электронные счета-фактуры? Хранилища могут быть у поставщика и получателя. Минусы в том, что архив в этом случае может повреждаться, может быть утерян и так далее. Другой вариант — хранилище организуется у оператора связи, который получает и передает счета-фактуры. Третий — хранение осуществляет отдельная структура: либо орган государственной власти, либо независимый участник, исключительным видом деятельности которого будет хранение таких счетов-фактур. Здесь уместно провести аналогию с рынком ценных бумаг и депозитарием, где депозитарий является хранилищем ценных бумаг и хранение — его исключительный вид деятельности, ничем другим он больше заниматься не может. Мы считаем, что хранить электронные счета-фактуры должен либо государственный орган, либо специальный участник рынка. Это наше предложение. Но будет ли оно поддержано, неизвестно.
Еще один сложный вопрос касается истребования счетов-фактур: каким образом будет строиться эта процедура? Возможно, налоговые органы будут запрашивать хранилища о представлении определенных счетов-фактур, а те, в свою очередь, поставщиков. Другой вариант — налоговые органы запрашивают поставщиков, затем поставщики самостоятельно направляют запрос и поручение в хранилище.
Можно ли сказать, что с внедрением новой технологии все без исключения счета-фактуры должны быть учтены? Каким вы видите переход на электронные счета-фактуры? Будет ли он добровольным или все-таки обязательным?
— Думаю, переход на ведение счетов-фактур в электронном виде состоится по отдельным категориям налогоплательщиков: крупнейшим налогоплательщикам и налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в определенных сферах бизнеса, а также по желанию — как это происходило со сдачей отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Сегодня Налоговый кодекс предписывает сдавать ее подобным образом предприятиям с численностью работников свыше 100 человек, тем не менее он не запрещает это делать всем остальным компаниям. Сейчас по всей стране свыше 1 млн. налогоплательщиков сдают отчетность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Так же — постепенно, пошагово — можно вводить электронные счета-фактуры. Заставлять всех, наверное, неправильно, потому что переход к электронному документообороту счетов-фактур потребует приобретения программного продукта и получения электронной цифровой подписи. И потом, может быть, кому-то из налогоплательщиков неудобно, кто-то привык сдавать счета-фактуры, как и налоговую отчетность, по-прежнему.
Но в принципе здесь заинтересованы обе стороны — и бизнес, и налоговые органы. Бизнесу новая технология помогает сократить материальные и временные расходы на выставление контрагентам счетов-фактур, налоговым органам — на проверку, потому что весь процесс происходит через специализированного оператора связи, который фиксирует время и дату поступления и получения этих счетов-фактур. Кстати, из-за этого подменить счет-фактуру или выписать его задним числом впредь будет нельзя.
Виталий Григорьевич, скажите, новая технология как-то повлияет на процедуру возмещения НДС?
— Думаю, напрямую. Процедура возмещения НДС связана с проверочным анализом обоснованности заявленного возмещения. Как только мы уходим с бумажного документооборота на электронный, резко сокращается время на контрольные мероприятия.
Какие программно-технические средства необходимы для перехода на ЭДО СФ? В какую сумму обойдутся предположительные издержки налогоплательщиков?
— Затраты, по нашим оценкам, будут минимальными. Скорее всего программный комплекс, связанный с ведением документооборота счетов-фактур, будет встраиваться в бухгалтерские программы, используемые налогоплательщиками. Они должны будут заключить договор со спецоператором связи, в рамках которого смогут передавать счета-фактуры в электронном виде. Необходимость дополнительного технического оснащения будет напрямую зависеть от того, где будут находиться электронные хранилища.
Рисунок. Один из вариантов взаимодействия участников проекта с ведением хранилища электронных счетов-фактур налогоплательщиками
Какие поправки в действующее законодательство требуется внести?
— В настоящее время порядок выставления, учета и представления счетов-фактур в налоговые органы определен в следующих нормативных правовых актах: в главе 21 Налогового кодекса, 914-м постановлении, приказе Минфина № 119н и некоторых других.
В эти и другие документы необходимо включить ряд новых положений. В том числе определить порядок работы системы электронного документооборота счетов-фактур, возложить функции контроля, аттестации, сертификации программно-аппаратных средств на государственную структуру как на заказчика, включить счета-фактуры в состав первичных документов бухгалтерского учета. А также указать, что покупатели и поставщики товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав — плательщики НДС имеют право выставлять и принимать счета-фактуры по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной цифровой подписью. При этом порядок выставления и приема счетов-фактур в электронном виде по ТКС с применением электронной цифровой подписи, по нашему мнению, должен определяться Министерством финансов РФ.
В какие сроки, по-вашему, могут быть внедрены электронные счета-фактуры в опытную эксплуатацию?
— Мы получили очень быстрый отклик на этот проект. В июле мы подали отчет с результатами, а уже в августе Правительство РФ дало новое поручение. С учетом наших предложений Минфином будет разработан законопроект, согласован с другими заинтересованными ведомствами и передан в правительство на рассмотрение.
Я думаю, что какие-то изменения в Налоговый кодекс могут быть приняты уже в следующем году и соответственно вступят в силу с 1 января 2011 года. А может быть и раньше, поскольку они не ухудшают положение налогоплательщиков.
Мы рассмотрели электронные счета-фактуры.
Беседовала Олеся Смолина