Повышение эффективности обеспечения доходов. С конца 2008 года началось существенное снижение поступлений во все уровни бюджетной системы. Причиной тому послужили такие объективные факторы, как снижение объемов производства, инвестиций, ухудшение финансового состояния организаций различных секторов экономики. Произошло сжатие финансовых ресурсов в экономике, резко снизилась ликвидность многих предприятий. На этом фоне выросла безработица, упали доходы населения. Так, в Центральном федеральном округе индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился на 21%, в Северо-Западном — на 15%, а в Южном — на 13%.
Исходя из складывающейся экономической ситуации и в связи с резким снижением налоговых поступлений в конце 2008 — начале 2009 года, во всех субъектах РФ были пересмотрены в сторону уменьшения и переутверждены региональные бюджеты. При разработке и принятии законов о бюджете региона или муниципального образования очень важно, чтобы все участники бюджетного процесса понимали: от уровня фактического исполнения бюджетов зависит устойчивость финансовой системы в регионе, возможность выполнить принятые в бюджете экономические и социальные обязательства. Основным условием для этого является реальность доходной части бюджета.
Предоставление информации, необходимой для формирования региональных бюджетов
Перед налоговыми органами в конце 2008 года была поставлена задача существенно активизировать взаимодействие с финансовыми органами и органами законодательной власти субъектов РФ в ходе разработки региональных бюджетов на 2009 год. Можно подвести промежуточные итоги исполнения региональных бюджетов в 2009 году.
По Центральному федеральному округу поступления администрируемых ФНС России доходов за полугодие 2009 года составили 47% годовых объемов консолидированных бюджетов субъектов (в прошлом году — 49%). А за семь месяцев 2009 года бюджеты исполнены на 60%. По Северо-Западному федеральному округу за полугодие 2009 года исполнение составило 50%, за семь месяцев 2009 года — 64%. Но по Южному федеральному округу за полугодие 2009 года бюджеты исполнены только на 43%, а за семь месяцев 2009 года — на 53%.
Ситуация в Южном округе требует особого внимания. При формировании бюджетов не было достигнуто взаимопонимания финансовых органов субъектов РФ и региональных управлений Федеральной налоговой службы. Как результат, выполнение бюджета в Республике Северная Осетия — Алания за семь месяцев составило 36%, в Краснодарском крае — 51%, в Волгоградской области — 52%. Серьезная ситуация также сложилась в Костромской области и Республике Карелия: поступления в бюджеты этих регионов составили соответственно 40 и 45% от запланированного уровня.
Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Правительства РФ и Минфина России определена обязанность налоговых органов предоставлять сведения финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований, необходимые для качественного бюджетного планирования. ФНС России в этом направлении проводится большая работа. С 2005 года территориальные налоговые органы представляют в финансовые органы субъектов РФ, а с 1 января 2006 года — в муниципальные образования, которых насчитывается более 25 000, данные в электронном виде о начисленных и уплаченных налогах и сборах, о задолженности с учетом ее структуры. Информация формируется в целом по субъекту РФ, по муниципальным образованиям и поселениям. Финансовые органы при наличии программных средств могут самостоятельно отсортировать указанные сведения и вывести итоговый результат по любому необходимому показателю как в целом по субъекту РФ, так и по муниципальным образованиям.
С 2007 года, помимо указанной информации, представляются отчеты по налоговой базе по пяти видам налогов, формирующих доходы местных бюджетов: земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, НДФЛ, ЕНВД и ЕСХН. А с 2008 года — еще по 16 видам налогов, формирующих доходы бюджетов субъектов РФ: налогу на прибыль, акцизам, НДПИ, транспортному налогу, налогу на имущество организаций и др.
Передаваемая налоговыми органами информация используется в том числе и для составления прогнозов поступления доходов и проекта соответствующего бюджета.
В целях организации более эффективной работы налоговых органов и органов исполнительной власти субъектов РФ по информационному взаимодействию ФНС России разработала Типовое соглашение по информационному взаимодействию управлений Федеральной налоговой службы по субъектам РФ и органов исполнительной власти этих субъектов. В соответствии с указанным соглашением налоговые органы направляют в адрес органа исполнительной власти, с которым заключено данное соглашение, сводные отчеты о поступлении, задолженности, налоговой базе по видам налогов и сборов, результатах контрольной работы налоговых органов, сформированные в целом по субъекту РФ.
Помимо указанной выше информации, налоговые органы предоставляют в электронном виде сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также налоговый паспорт субъекта Российской Федерации.
Вся информация, за исключением раздела по прогнозированию доходов, формируется на федеральном уровне и направляется в субъекты РФ.
Содержащийся в налоговом паспорте раздел «Оценка и прогнозирование поступлений» позволяет в автоматизированном виде рассчитать планируемые суммы поступлений отдельных налогов на основании данных прогноза экономических показателей по разработанным единым алгоритмам. Кроме того, для широкого круга пользователей на сайтах региональных управлений ФНС России в Интернете размещаются сводные отчеты о начислении, поступлении, задолженности налогов и сборов, налоговой базе по основным видам налогов и сборов, результатах контрольной работы.
Таким образом, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований располагают всей необходимой информацией для планирования бюджетного процесса.
Составление среднесрочного финансового плана и ведение Кассового плана
Повышение эффективности обеспечения доходов. С 2008 года на ФНС России возложены полномочия главного администратора доходов не только федерального бюджета, но и региональных, и местных бюджетов. Иными словами, налоговые органы формируют и представляют в территориальные финансовые органы прогноз поступлений доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования и местных бюджетов, аналитические материалы по исполнению доходной части соответствующих бюджетов, а также сведения для составления и ведения Кассового плана.
В ходе подготовки проектов бюджетов всех уровней налоговые органы составляют прогноз поступлений на среднесрочную перспективу и направляют его в Минфин России и территориальные финансовые органы. В соответствии с алгоритмами расчетов прогнозы доходов составляются на основании параметров макроэкономического развития России, субъектов РФ и детального анализа всех факторов, которые могут оказать влияние на объемы поступлений. Речь идет:
- об изменениях, вносимых в законодательство о налогах и сборах;
- отраслевой структуре конкретного региона;
- особенностях порядка исчисления и уплаты отдельных налогов.
Кроме того, отдельно учитываются результаты мониторинга наиболее крупных организаций региона. Цель такой аналитической работы — получить максимально объективный прогноз доходов. Согласно приказу Минфина России от 27.11.2007 № 120н Федеральная налоговая служба ежемесячно до 28-го числа направляет в финансовое ведомство информацию о поступлении доходов федерального бюджета — Кассовый план.
Управления и инспекции, являясь главными администраторами доходов соответствующих бюджетов, также обязаны представлять подобные данные в финансовые органы. В целях формирования сведений, необходимых для составления и ведения Кассового плана, годовая сумма поступлений по отдельным налогам, рассчитанная с учетом реальных экономических условий в соответствии с утвержденной приказом формой, распределяется по месяцам текущего года.
В последующем Кассовом плане учитываются фактические поступления прошедших месяцев и дается помесячная оценка поступлений до конца года. Ежемесячно представляемый Кассовый план уточняется с учетом изменений, происходящих в экономике, анализа специфики поступлений того или иного налога, оценки рисков снижения доходов регионального бюджета.
Таким образом, налоговые органы не только участвуют в формировании проекта бюджета в целом на год, но и в течение года постоянно анализируют динамику поступлений по всем видам налогов и доводят информацию о прогнозе поступлений до конца года, скорректированную в соответствии с текущей ситуацией в экономике.
Создание ситуационных центров для Урегулирования социальной напряженности в регионах
Для принятия оперативных решений при возникновении нестандартных ситуаций, имеющих значительные негативные последствия как для доходов бюджета, так и для социальной сферы, в центральном аппарате и региональных управлениях ФНС России созданы ситуационные центры. Одной из задач, поставленных перед ситуационными центрами, является четкое и своевременное информирование региональных властей о предполагаемом значительном снижении доходов бюджетов в целях заблаговременного принятия решений по нивелированию негативных последствий для экономики и социальной сферы региона.
В 2009 году в результате ухудшения финансового состояния организаций налогоплательщики заявляют значительные суммы налога на прибыль к возврату из бюджета. Наиболее остро это затрагивает региональные бюджеты, так как поступление данного налога составляет около трети их доходов.
С начала текущего года Федеральная налоговая служба обязала межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок со дня получения заявления налогоплательщика на возврат направлять указанные сведения в соответствующие региональные управления ФНС России. При получении от налогоплательщиков налоговых деклараций «к уменьшению» на сумму свыше 10 млн. руб. ситуационные центры обязаны информировать об этом центральный аппарат Федеральной налоговой службы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. ФНС России в свою очередь о наиболее крупных возвратах информирует Минфин России и другие органы государственной власти.
Обратите внимание
Серьезной проблемой в 2009 году стал наметившийся впервые за последние годы рост задолженности, в том числе по региональным и местным налогам. За полугодие 2009 года задолженность по региональным налогам выросла на 15 млрд. руб., или на 18%, и составила 95 млрд. руб. Около половины всей задолженности по региональным налогам приходится на задолженность по транспортному налогу, составлявшую на 1 июля текущего года около 43 млрд. руб. За период с начала года она выросла на 30%. При этом в основном не уплачивают транспортный налог физические лица. Существенный прирост задолженности по региональным налогам отмечается в Новгородской области — на 56%, в Вологодской области — на 51% и в Санкт-Петербурге — на 48%.
По местным налогам задолженность в целом по России снизилась на 2%, однако в некоторых субъектах РФ задолженность выросла — наибольший прирост в Республиках Северная Осетия — Алания, Адыгея и Дагестан. В связи с этим региональным управлениям Федеральной налоговой службы необходимо детально проанализировать причины роста задолженности по региональным и местным налогам и представить информацию в ФНС России с предложениями по исправлению ситуации.
Для предотвращения возникновения задолженности, повышения качества обслуживания физических лиц и привлечения их к уплате региональных и местных налогов Федеральная налоговая служба использует различные, в том числе нестандартные способы работы. В частности, в текущем году в работе активно использовались мобильные офисы налоговой службы.
В рамках работы ситуационных центров, помимо контроля законности заявлений на возврат налогов, соблюдения процедур и сроков возврата, следует проводить работу с администрацией региона по поиску наиболее оптимального решения, учитывающего интересы и бюджета, и организации-налогоплательщика, и налоговых органов, но при этом не выходящего за рамки действующего законодательства.
При возникновении негативной финансовой ситуации на отдельных социально значимых предприятиях, связанных в том числе с налоговой задолженностью, налоговые органы должны взвешенно подходить к мерам по ее урегулированию. В подобных случаях ситуационные центры в регионах обязаны инициировать проведение рабочих встреч с участием органов власти, правоохранительных органов и руководства предприятий, на которых необходимо вырабатывать совместные решения, не допускающие развития ситуации по негативному сценарию и возникновения социальной напряженности в регионе.
Мониторинг предприятий, находящихся в трудном финансовом положении
Для анализа складывающейся экономической ситуации в 2009 году по поручению Правительства РФ Федеральная налоговая служба организовала мониторинг российских промышленных предприятий регионального значения (с численностью работников более 500 человек), находящихся в критическом состоянии. Рассматривались следующие показатели, характеризующие сложное финансово-экономическое состояние предприятий и социальную напряженность в регионе:
- рост задолженности по налогам и сборам;
- наличие просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам;
- увеличение числа уволенных сотрудников с октября 2008 года.
Результаты проведенного мониторинга показали масштабность негативных изменений. Так, за период с октября 2008 года на анализируемых предприятиях было уволено около 152 000 человек, просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам на текущий момент — 7,3 млрд. руб. Совокупная задолженность указанных предприятий по налогам и сборам составляет около 45,5 млрд. руб.
Наиболее негативная ситуация сложилась на промышленных предприятиях, в том числе предприятиях по добыче угля, машиностроения и автомобилестроения, а также в строительных и транспортных организациях. Список предприятий, финансовое состояние которых характеризуется как тяжелое и где имеются признаки социальной напряженности, формируемый по результатам мониторинга, регулярно направляется в Минпромторг России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, а также в Правительство РФ.