При заполнении поручения на уплату налога в бюджет следует руководствоваться правилами, которые устанавливаются Минфином России по согласованию с Банком России. Об этом говорится в пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса. На сегодняшний день правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ утверждены приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н. Среди них:
- Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (приведены в приложении № 1 к указанному приказу);
- Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (изложены в приложении № 2 к указанному приказу) (далее — Правила указания информации, идентифицирующей платеж);
- Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (приведены в приложении № 5 к указанному приказу).
Бывает, что при заполнении платежного поручения на уплату налога налогоплательщик допускает ошибки.
Ошибки в платежке на уплату налога: их виды и способы устранения
По причине ошибок в платежном поручении налог может быть не внесен в бюджет РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Речь идет о неправильном указании в платежке номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя. Основание — подпункт 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ. В такой ситуации налогоплательщику следует оформить новое платежное поручение и повторно перечислить налог. Однако избежать
Допустим, номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя указаны правильно, но имеются неточности в других реквизитах поручения. В этом случае сумма платежа, внесенная в бюджет и зачисленная на соответствующий счет Федерального казначейства, будет неправильно отражена налоговым органом в карточке «Расчеты с бюджетом» (РСБ). В данном случае речь идет о неверном указании в платежном поручении таких реквизитов, как статус плательщика, основание платежа, налоговый период, тип платежа, принадлежность платежа.
Статус плательщика отражается в поле 101 платежного поручения. При его указании следует руководствоваться Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в
- 01 — для налогоплательщика (плательщика сбора) — юридического лица;
- 02 — для налогового агента;
- 08 — для плательщика иных платежей, осуществляющего платеж в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами);
- 09 — для налогоплательщика (плательщика сборов), являющегося индивидуальным предпринимателем;
- 14 — для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.
- ТП — платежи текущего года;
- ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам;
- ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
- АП — погашение задолженности по акту проверки;
- АР — погашение задолженности по исполнительному документу.
Показатель налогового периода (поле 107) используется для обозначения периодичности или конкретной даты уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, — «число.месяц.год». Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.
Тип платежа (поле 110) — этот двузначный показатель может принимать различные значения в зависимости от того, что подлежит уплате: налог или сбор (НС), платеж (ПЛ), пошлина (ГП), взнос (ВЗ), аванс (АВ), пеня (ПЕ), проценты (ПЦ) и т. д. Об этом говорится в пункте 9 Правил указания информации, идентифицирующей платеж.
Под принадлежностью платежа подразумеваются следующие реквизиты платежного поручения:
- ИНН получателя платежа (поле 61);
- КПП получателя платежа (поле 103);
-
;КБК (поле 104) Показатель КБК указывается в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ утверждены приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н - код ОКАТО (поле 105).
Первые три цифры двадцатизначного КБК соответствуют номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, согласно законодательству РФ. Так, ФНС России соответствует код 182 (ПФР — 392, а ФСС России — 393). Следующие десять цифр (4—13-й разряды) определяют код вида доходов. А первая цифра из следующих четырех знаков (14—17-й разряды) детализирует назначение платежа:
- 1000 — обязательный платеж (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в том числе отмененному);
- 2000 — пени и проценты по платежу;
- 3000 — суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу согласно законодательству РФ.
Последние три цифры (18—20-й разряды) определяют классификацию доходов бюджетов. Так, число 110 обозначает налоговые доходы, 140 — суммы принудительного изъятия, 160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование.
В поле 105 платежного поручения отражается код ОКАТО налогового органа — получателя платежа.
Ошибки в указании статуса плательщика, основания, налогового периода, типа и принадлежности платежа устраняются посредством уточнения этого платежа согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ.
Уточняем налоговый платеж
Налогоплательщик, выявивший указанные выше ошибки в платежном поручении на уплату налога, может обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет с письменным запросом о получении справки о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа
Из пунктов 4 и 5 Методических указаний можно сделать следующий вывод. При наличии начисленных, но не уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а также денежных средств, списанных с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, налоговый орган делает в справке запись о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате названных обязательных платежей.
Справка
О сроках представления налоговым органом справок
Представить справку о состоянии расчетов налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по налогам, сборам, пеням и штрафам налоговый орган должен в течение пяти дней со дня поступления к нему соответствующего письменного запроса. Это указано в абзаце 2 подпункта 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ.
Согласно пункту 3.5.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, срок формирования и подписания справки о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения заявления (12 рабочих дней со дня получения заявления по почте).
Справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций налоговый орган формирует и вручает в
Запись об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ, налоговый орган делает только на основании:
- вступивших в законную силу решений судов о признании обязанности налогоплательщика по уплате налога и сбора, а также пеней исполненной;
- принятых в соответствии с приказом МНС России от 18.08.2000 № БГ-3-18/297 решений налоговых органов об отражении в карточке «Расчеты с бюджетом местного уровня» налогоплательщика всей суммы указанных денежных средств.
Так как обнаруженные ошибки в «платежке» не повлекли неперечисления налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе уточнить налоговый платеж (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). В результате уточнения устраняются недоразумения по недоимке и пересчитываются (сторнируются) пени.
Подача заявления о допущенной ошибке
Для
Пример
ООО «Крона» 18 октября 2010 года направило в банк платежное поручение от 18.10.2010 № 2116 на уплату в федеральный бюджет авансового платежа по налогу на прибыль за III квартал 2010 года в сумме 248 561 руб. Затем бухгалтер организации 17 ноября 2010 года обнаружил, что в указанном выше платежном поручении вместо КБК 182 1 01 01011 01 1000 110, применяемого по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, указан КБК 182 1 01 01012 02 1000 110, соответствующий налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.
В тот же день в налоговый орган по месту учета организация подала заявление о допущенной ошибке, а также об уточнении платежа и сторнировании пеней. К нему были приложены копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении и банковская выписка, подтверждающая перечисление соответствующей суммы в бюджет. Примерный образец заявления приведен на рис. 1.
Рисунок 1. Образец заявления о допущенной ошибке в платежном поручении на уплату налога
Проведение сверки расчетов по налогам
Получив заявление, налоговый орган может предложить провести совместную сверку уплаченных налогоплательщиком налогов. Ее инициатором вправе выступить и налогоплательщик. Для этого необходимо подать в налоговый орган заявление в произвольной форме. В нем налогоплательщик указывает следующие сведения:
- конкретный период (дату), за который (на которую) необходимо провести сверку;
- перечень налогов (сборов) и соответствующий им КБК, если не требуется проведение сверки по всем видам обязательных платежей;
- способ получения документа о результатах сверки. При отсутствии такой информации налоговый орган направляет названный документ по почте заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи.
Отметим, что право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение
Рисунок 2. Образец заявления о проведении сверки расчетов с бюджетом
Результаты сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Об этом говорится в подпункте 11 пункта 1 статьи 32 и абзаце 3 пункта 7 статьи 45 НК РФ.
Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в течение следующего дня после дня его составления может быть:
- вручен налогоплательщику (направлен по почте заказным письмом) — если он представляет в налоговый орган налоговую отчетность на бумажных носителях;
- передан налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи — если тот представляет в налоговый орган налоговую отчетность соответствующим образом.
Отметим, что налоговые декларации (расчеты) представляют в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Справка
О проведении сверки расчетов налогоплательщика
Сверка расчетов налогоплательщика по налогам проводится в соответствии с Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ (в редакции приказа ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@).
Пунктом 7 приказа ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ признан утратившим силу пункт 2.1 раздела 2 указанного Регламента. Этим же приказом утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Методические рекомендации).
Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-6/610@ введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее положения Методических рекомендаций.
Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с электронной цифровой подписью при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
Справка
Ошибка в платежке на уплату страховых взносов
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также возникающие в процессе контроля за исчислением и уплатой этих взносов и привлечения к ответственности за нарушение соответствующего законодательства, регулируются не Налоговым кодексом, а Федеральным законом от 24.07.2009 №
Порядку уточнения платежа при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов (пеней и штрафов), не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, посвящены части
Указанный порядок предусматривает пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов (пеней и штрафов), за период со дня их фактической уплаты до дня принятия органом контроля (ПФР или ФСС России) решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов (п. 11 ст. 18 Закона №
Следует учитывать, что если при заполнении платежного поручения допущена ошибка в указании номера счета Федерального казначейства, КБК или наименования банка получателя, в результате которой платеж по страховым взносам не поступит в бюджет соответствующего внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, то обязанность по уплате страховых взносов считается неисполненной. Основание — пункт 4 части 6 статьи 18 Закона №
Форма и форматы указанного акта, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются ФНС России.
Решение об уточнении платежа
Заявление налогоплательщика и акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (если такая совместная сверка проводилась) являются основаниями для принятия налоговым органом
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.
Пересчет пеней
Как уже отмечалось, при обнаружении налогоплательщиком ошибки в «платежке» на перечисление налога уточнение платежа необходимо, поскольку из-за этой ошибки сумма платежа будет неправильно отражена налоговым органом в карточке «РСБ». В результате у данного налогоплательщика образуется налоговая недоимка и ему начисляются пени. Приняв решение об уточнении, налоговый орган пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет (то есть с момента предъявления в банк соответствующего платежного поручения) до дня принятия указанного решения (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ).
Обратите внимание: налоговый орган будет начислять пени до принятия решения об уточнении платежа. И до момента, пока решение не принято, налоговый орган может потребовать их уплаты
Мы привели схему действий, когда Уточняем налоговый платеж.
Читайте также: Статус платежного поручения страховых взносов