Отдельные услуги, оказываемые российской организацией в морском порту
Здравствуйте, Ольга Ивановна! Российская организация, не осуществляющая в российском морском порту работы по перевалке товаров, ввозимых на территорию РФ с территории иностранного государства, оказывает в этом порту другой российской организации на основании договора хранения услуги по хранению и складской обработке указанных товаров. Какую ставку НДС нужно применять при реализации подобных услуг?
Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу России, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ.
Таким образом, услуги по хранению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, оказываемые в морском порту российской организацией, не осуществляющей работы по перевалке названных товаров, на основании договора хранения подлежат обложению НДС с использованием ставки 0%.
Что касается услуг по складской обработке указанных выше товаров, оказываемых поименованной организацией по договору хранения, то применение нулевой ставки НДС по этим услугам пунктом 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено. Поэтому реализация подобных услуг облагается налогом в общеустановленном порядке по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
***
Российская компания, не организующая международную перевозку товаров, вывозимых с территории РФ морским транспортом на территорию иностранного государства, оказывает в морском порту транспортно-экспедиционные услуги в отношении данных товаров по договору транспортной экспедиции. Применяется ли к указанным услугам нулевая ставка НДС?
Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечисленных в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров, в том числе морскими, речными судами и судами смешанного (река — море) плавания. Причем перевозка товаров должна осуществляться между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории России, а другой за ее пределами.
Следовательно, применение нулевой ставки в отношении транспортно-экспедиционных услуг (включая оформление документов и информационные услуги), оказываемых в российском морском порту на основании договора транспортной экспедиции российской компанией, не организующей международную перевозку вывозимых за пределы территории РФ товаров, пунктом 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено. Поэтому данные услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 18%.
Научно-исследовательские работы выполнены за пределами РФ
Российская организация приобретает у иностранной организации научно-исследовательские работы, которые фактически выполняются за пределами РФ. Каков порядок налогообложения этих работ?
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В целях исчисления налога на добавленную стоимость порядок определения места реализации работ (услуг) установлен статьей 148 НК РФ.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 1.1 указанной статьи место реализации научно-исследовательских работ определяется по месту деятельности покупателя таких работ. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория России в случае фактического присутствия покупателя работ на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — в соответствии с местом, указанным в учредительных документах, местом управления, местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, местом нахождения постоянного представительства (если работы осуществляются через это постоянное представительство). Значит, местом реализации научно-исследовательских работ, выполняемых иностранной компанией для российской организации, признается территория РФ независимо от места их фактического выполнения, а значит, реализация названных работ облагается НДС на территории России.
В пункте 2 статьи 161 НК РФ установлено следующее. При реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, работ, местом реализации которых является территория РФ, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные работы у иностранного лица. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих работ с учетом налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 161 НК РФ). Пунктом 4 статьи 164 НК РФ установлено, когда происходит исчисление НДС налоговым агентом в указанных случаях сумма налога исчисляется расчетным методом с применением ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранной компании научно-исследовательские работы, в том числе выполненные за пределами территории РФ, является налоговым агентом и обязана исчислить налог на добавленную стоимость в указанном выше порядке.
В то же время необходимо учитывать, что на основании подпункта 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса выполнение научно-исследовательских работ за счет средств бюджетов, в том числе федерального бюджета, освобождается на территории Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость.
Услуги агента по предоставлению железнодорожных вагонов
Организация является покупателем услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления международных перевозок и перевозок по территории Российской Федерации экспортируемых товаров. При этом исполнителем услуг является российская организация, которая не владеет железнодорожным подвижным составом, а выступает в роли агента. Агент действует от своего имени по поручению и за счет принципала — российской организации, владеющей железнодорожным подвижным составом на праве собственности или на праве аренды. Может ли в этом случае исполнитель-агент, не являющийся фактическим владельцем железнодорожного подвижного состава на праве собственности или праве аренды, выставлять организации-заказчику счета-фактуры с нулевой ставкой НДС?
На основании подпунктов 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ ставка налога на добавленную стоимость в размере 0% применяется в отношении оказываемых российскими налогоплательщиками (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожным транспортом международных перевозок и перевозок по территории РФ экспортируемых товаров.
Напомню, согласно статье 1005 Гражданского кодекса по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия, в том числе от своего имени, но за счет принципала. Значит, услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожным транспортом международных перевозок и перевозок экспортируемых товаров по территории России, оказываемые российской организацией, в том числе через агента, облагаются налогом на добавленную стоимость с использованием ставки 0%.
Что касается выставления агентом счетов-фактур покупателям услуг, то по данному вопросу следует руководствоваться правилами, изложенными в письме ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85, согласованном с Минфином России
Услуги по обучению оказаны вне территории РФ
Ольга Ивановна, добрый день! Помогите разобраться в такой ситуации. Российская организация, не имеющая лицензии на образовательную деятельность, оказывает услуги по обучению за пределами территории РФ. Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость реализация указанных услуг на территории России?
Как уже говорилось, объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Налогового кодекса. Так, подпунктом 3 пункта 1.1 данной статьи предусмотрено, что местом реализации услуг в сфере образования (обучения) не признается территория Российской Федерации, если такие услуги фактически оказываются за пределами указанной территории.
Таким образом, местом реализации услуг по обучению, оказываемых российской организацией, в том числе не имеющей лицензии на ведение образовательной деятельности, за пределами территории Российской Федерации, данная территория не признается. Поэтому названные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость в России.
Приобретение у иностранного лица прав пользования товарным знаком и компьютерной программой
Российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, приобретает у иностранного лица, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, права на использование товарного знака и консультационные услуги. Каковы правила обложения подобных операций налогом на добавленную стоимость на территории России?
Напомню, что порядок определения места реализации работ (услуг) в целях исчисления налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 НК РФ. Причем на основании положений данной статьи передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг по передаче, предоставлению торговых марок и консультационных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ. Поэтому местом реализации услуг по передаче прав на использование торгового знака и консультационных услуг, оказываемых иностранной компанией российской организации, признается территория России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория РФ, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. При этом на основании пункта 5 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом. Налоговую базу следует определять как сумму дохода от реализации таких услуг с учетом налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 161 НК РФ).
При исчислении НДС налоговым агентом в указанных выше ситуациях сумма налога исчисляется расчетным методом с применением налоговой ставки 18/118. Основание — пункт 4 статьи164 НК РФ.
Следовательно, российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и приобретающая у иностранного лица, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, услуги по передаче прав на использование товарного знака и консультационные услуги, является налоговым агентом и обязана уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в изложенном выше порядке.
***
Российская организация приобретает у иностранной компании неисключительное право на использование компьютерной программы на основании сублицензионного договора, услуги по подключению и технической поддержке названной программы, а также услуги по обучению сотрудников пользоваться данной программой. Каков порядок обложения налогом на добавленную стоимость указанной операции на территории России?
Как уже говорилось, порядок определения места реализации работ (услуг) в целях исчисления налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 НК РФ. Причем в целях этой статьи передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам. Итак, местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Значит, местом реализации услуг по передаче прав на использование программы для ЭВМ, оказываемых иностранной компанией российской организации, признается территория России.
Пунктом 3 статьи 148 НК РФ установлено, что если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), то местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
Полагаю, услуги по подключению и технической поддержке программы, а также услуги по обучению сотрудников пользоваться данной программой, оказываемые как на территории РФ, так и за ее пределами той же российской организации, которая приобретает неисключительные права на использование программы для ЭВМ у иностранной компании, следует рассматривать для целей исчисления НДС как вспомогательные услуги по отношению к основным услугам по передаче прав на использование программы для ЭВМ. Поэтому местом реализации указанных вспомогательных услуг также является территория Российской Федерации.
Напомню, подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС на территории России передачи прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора. А в соответствии с пунктом 5 статьи 1238 Гражданского кодекса к сублицензионному договору применяются правила лицензионного договора.
Следовательно, услуги по передаче неисключительных прав на использование программы для ЭВМ, приобретаемые российской организацией у иностранной компании на основании сублицензионного договора, на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются, а значит, российская организация по таким операциям налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента уплачивать не должна.
Что касается вспомогательных услуг по подключению и технической поддержке приобретаемой программы, а также услуг по обучению сотрудников пользоваться данной программой, то подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения таких услуг не предусмотрено. Поэтому при приобретении российской организацией у иностранного лица услуг по подключению и технической поддержке программы, а также услуг по обучению сотрудников пользоваться данной программой НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 НК РФ.
Реализация товаров в Казахстан
Добрый день! У нас сразу несколько вопросов. Организация приобрела на территории РФ товары и суммы НДС, предъявленные поставщиком этих товаров, приняла к вычету после их постановки на учет. Но в следующем налоговом периоде названные товары были реализованы в Республику Казахстан. Каков порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по такой операции? Какие документы нужно представлять в налоговый орган? Требуется ли таможенное оформление товаров? Подлежат ли восстановлению суммы «входного» налога по приобретенным товарам? Имеет ли право наша организация, реализующая товары, с применением ставок НДС в размере 0 и 18%, не вести раздельный учет по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым в этих операциях, в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров, операции по реализации которых облагаются налогом по нулевой ставке, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство?
Порядок исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров в рамках Таможенного союза, членами которого являются Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь, осуществляется в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее — Соглашение) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол).
Согласно нормам Соглашения и Протокола взимание НДС при реализации и перемещении товаров в рамках Таможенного союза осуществляется налоговыми органами. Поэтому таможенное оформление товаров, вывозимых с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза, для целей обложения НДС не требуется.
На основании положений статьи 2 Соглашения и статьи 1 Протокола при экспорте товаров с территории России на территорию другого государства — члена Таможенного союза, в том числе на территорию Казахстана, применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. Перечень документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки налога, определен пунктом 2 статьи 1 Протокола. Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При этом налогоплательщики имеют право на вычет соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства — члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары. Поэтому вычет сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров, использованных для осуществления операций по реализации товаров, экспортируемых с территории России на территорию Казахстана, производится в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Так, согласно положениям статей 171 и 172 НК РФ вычет сумм налога, предъявленных при приобретении товаров, использованных в операциях, облагаемых НДС, производится на основании счетов-фактур. При этом в случае использования приобретенных товаров в операциях, облагаемых НДС по нулевой ставке, налоговый вычет производится в момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.
Кроме того, пунктом 10 статьи 165 Налогового кодекса предусмотрено, что порядок исчисления суммы налога, относящейся к товарам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров, операции по реализации которых облагаются по ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Следовательно, при реализации товаров на экспорт с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным для таких операций товарам, принятые к вычету до отгрузки (передачи) товаров на экспорт, подлежат восстановлению. Восстановление налога должно осуществляться не позднее налогового периода, в котором производится отгрузка (передача) товаров на экспорт.
Что касается права налогоплательщика, осуществляющего операции по реализации товаров, облагаемых НДС по ставкам 0 и 18%, не вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным в этих операциях, в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров, операции по реализации которых облагаются налогом по нулевой ставке, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство, то нормами главы 21 НК РФ такое право налогоплательщику не предоставлено.
Реализация товаров в Белоруссию
Российская организация реализует товары на территорию Республики Беларусь. Белорусский покупатель вывозит товары со склада, расположенного на территории России, на территорию Белорусссии принадлежащими ему транспортными средствами. При этом российской организацией оформляется товарная накладная по форме № ТОРГ-12. Является ли правомерным представление в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС по данной операции, товаросопроводительных документов без транспортных документов, поскольку в данном случае подобные документы не оформляются?
Уже говорилось, что исчисление НДС в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением и Протоколом. На основании статьи 2 Соглашения при экспорте товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.
Пунктом 2 статьи 1 Протокола определен перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В перечне указаны в том числе транспортные (товаросопроводительные) документы, установленные законодательством государства — члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза.
Таким образом, при реализации российской организацией товаров, вывозимых белорусским покупателем со склада, расположенного на территории России, на территорию Белоруссии принадлежащими ему транспортными средствами, представление российской организацией в налоговые органы в пакете документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, товаросопроводительных документов (в том числе товарной накладной по форме № ТОРГ-12), подтверждающих передачу товаров от продавца покупателю, без транспортных документов, которые в случае вывоза товаров транспортом покупателя отсутствуют, названным выше нормам Соглашения и Протокола не противоречит.
Экспорт медицинских товаров
Ольга Ивановна, проконсультируйте по такому вопросу. Российская организация реализует на экспорт медицинские товары, которые на территории России не облагаются налогом на добавленную стоимость. Каков порядок исчисления НДС с реализации указанных товаров? Применяется ли в данном случае нулевая ставка налога? В каком разделе налоговой декларации следует отражать указанные операции?
Напомню, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом на основании норм главы 21 Налогового кодекса такие операции могут облагаться с использованием ставок 0, 10 или 18% (ст. 164 НК РФ) либо освобождаться от налогообложения. Так, перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории РФ не подлежат налогообложению, приведен в статье 149 НК РФ.
Следовательно, операции по реализации на экспорт товаров, не облагаемые на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость согласно статье 149 НК РФ, осуществляемые российской организацией, освобождаются от налогообложения, а значит, в отношении таких операций нулевая ставка НДС, предусмотренная пунктом 1 статьи 164 НК РФ, не применяется. Названные операции подлежат отражению в разделе 7 декларации по налогу на добавленную стоимость, форма которой утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н