Правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) контролируют:
— ПФР и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС РФ;
— ФСС РФ и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
ПФР применяет в работе Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р (далее — Методические рекомендации ПФР).
ФСС РФ использует Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденные постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 82 (далее — Методические указания ФСС РФ).
Предмет проверки
План по проверкам ПФР и ФСС РФ. ПФР при проведении выездной проверки будет проверять документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
ФСС РФ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проверит, насколько правильно (п. 7 Методических указаний ФСС РФ):
— страхователь осуществляет расходы на выплату обязательного страхового обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ч. 8 ст. 35 Закона № 212-ФЗ);
— исчисляет, полностью и своевременно уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (п. 3.3 Соглашения о взаимодействии ПФР и ФСС РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, опубликованного в письме ФСС РФ от 06.11.2009 № 02-10/07-11150, далее — Соглашение).
Критерии отбора объекта проверки
Рассмотрим, какими критериями будут руководствоваться территориальные органы ПФР и ФСС РФ, включая плательщиков страховых взносов в план-график выездных проверок на 2013 год.
Критерии отбора Пенсионного фонда РФ
Основания, по которым отбирают для проверки плательщиков страховых взносов, перечислены в части 2.1 Методических рекомендаций ПФР. Они составлены на основе анализа результатов камеральных проверок и показателей деятельности страхователей.
Анализ результатов камеральных проверок. На этапе планирования проверок специалисты ПФР анализируют результаты камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и выявляют:
— наличие задолженности;
— несоблюдение контрольных соотношений в расчетах;
— нарушение сроков представления расчетов;
— уменьшение начисления сумм страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц;
— отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат, начисленных плательщиком в пользу физических лиц;
— резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода.
Отбор плательщиков по показателям деятельности. Плательщиков страховых взносов отбирают также на основе показателей их деятельности. С большей вероятностью плательщик страховых вносов может попасть в план проверок, если:
— он относится к числу крупнейших плательщиков, то есть имеет наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников;
— несвоевременно представляет индивидуальные сведения по формам АДВ-6-2, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, СЗВ-6-1, АДВ-6-4, СЗВ-6-3 (за I квартал 2012 года — позднее 15 мая, за 1-е полугодие 2012 года — позднее 15 августа, за 9 месяцев 2012 года — позднее 15 ноября, за 2012 календарный год — позднее 15 февраля 2013 года);
— имеет значительные суммы выплат, не облагаемых страховыми взносами;
— применяет пониженные тарифы страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
— допускает несоответствие в расчетах, что выявлено камеральными проверками (в том числе когда не представляет пояснений);
— имеет задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
— суммы начислений в 2012 году стали меньше по сравнению с 2011 годом при той же численности работников;
— он неоднократно вносит изменения в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (в форму РСВ-1 ПФР);
— в отношении него проводятся периодические проверки — один раз в течение трех лет (без учета количества проверок его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
— из ФНС России поступает информация о его участии в схемах минимизации страховых взносов.
Критерии отбора ФСС РФ
Для включения плательщиков страховых взносов в план выездных проверок ФСС РФ руководствуется следующими критериями отбора (п. 2 Методических указаний ФСС РФ):
— наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в фонд;
— значительных расходов, произведенных страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;
— рекомендаций по результатам камеральной проверки;
— резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;
— нерегулярное представление страхователем расчетной ведомости по средствам ФСС РФ.
12 общих критериев из совместного письма ПФР и ФСС РФ
Общие критерии отбора плательщиков взносов для проверок (см.таблицу на с. 84) приведены в совместном письме от 21.12.2010 ПФР № ТМ-30-24/13848 и ФСС РФ № 02-03-08/13-2872, далее — Совместное письмо ПФР и ФСС РФ. И хотя в нем указаны основания для отбора плательщиков страховых взносов для включения в план выездных проверок на 2011 год, они применяются и сейчас. В целом они повторяют критерии отбора, приведенные в Методических рекомендациях ПФР и Методических указаниях ФСС РФ, но в то же время содержат дополнительные основания для включения плательщиков в план проверок. С учетом корректировки на 2012 год критерии дополнены следующими пунктами:
— количество расчетов, представленных плательщиком по формам 4 ФСС в территориальные органы ФСС РФ, не совпадает с количеством расчетов, представленных в ПФР по формам РСВ-1 ПФР, за 9 месяцев 2012 года;
— в 2012 году плательщиком были произведены значительные расходы за счет средств ФСС РФ — например, на выплату пособий по временной нетрудоспособности начиная с четвертого дня болезни;
— результаты камеральных проверок показали несоответствие в расчетах по формам 4 ФСС и РСВ-1 ПФР или в сведениях персонифицированного учета, и плательщик не представил пояснений.
На практике еще одним основанием для включения плательщика в план выездной проверки может послужить наличие у ПФР и ФСС РФ информации о несоответствии страхователя критериям, дающим право на применение пониженных тарифов. Например, наличие сведений о том, что IT-компания потеряла право на применение пониженного тарифа, так как среднесписочная численность ее работников за отчетный (расчетный) период составила менее 30 человек (п. 3 ч. 2.2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ).
ПЛАНОВЫЕ ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ
Плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС РФ могут проводить только совместно. Проведение отдельных выездных проверок данных плательщиков неправомерно.
Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки. На это указал ПФР в письме от 04.03.2011 № ТМ-30-25/2106, ссылаясь на разъяснения Минздравсоцразвития России, приведенные в письме от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748.
Планирование выездных проверок
Ежегодно территориальные органы ПФР и ФСС РФ разрабатывают планы-графики выездных проверок плательщиков страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). Не позднее 25 декабря 2012 года они должны утвердить план выездных проверок на 2013 год (п. 3.1.1 Соглашения).
Как правило, план-график выездных проверок можно найти на сайте территориального органа фонда. Например, на сайте Мурманского регионального отделения ФСС РФ опубликован совместный план-график выездных проверок в 2012 году для страхователей филиала № 2 (http://r51.fss.ru/org/66875.shtml).
План-график выездных проверок
В плане-графике выездных проверок, форма которого утверждена Совместным письмом ПФР и ФСС РФ, в графе 10 указываются основания включения страхователя в план. Код основания заполняется в соответствии с таблицей критериев (таб. на с. 84).
Анализируя планы-графики выездных проверок на 2012 год, можно сделать вывод, что самыми распространенными критериями включения плательщиков в план проверок являются наличие сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами (критерий 4), и периодичность проведения проверок плательщика (критерий 11). За ними следуют:
— применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом, — 5;
— уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников — 9;
— наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ, — 2.
Таким образом, если хотя бы по одному из 12 критериев плательщик взносов попадает в группу риска, ПФР и ФСС РФ могут включить его в план-график совместных выездных проверок.
Изменение плана-графика выездной проверки
План-график утверждается совместным приказом руководителей (их заместителей) территориальных органов ПФР и ФСС РФ. В течение года в него могут вноситься изменения (п. 3.1.4 Соглашения). Например, плательщика страховых взносов могут как включить, так и исключить из плана-графика. Проверяющие также вправе изменять сроки проведения проверки.
Критерии для отбора плательщиков страховых взносов для включения в план-график выездных проверок
№ п/п | Наименование критерия |
1 | Наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 года в территориальные органы ПФР и ФСС РФ |
2 | Наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ |
3 | Несвоевременное представление индивидуальных сведений |
4 | Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами |
5 | Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом |
6 | Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений) |
7 | Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд |
8 | Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников) |
9 | Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников |
10 | Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам |
11 | Периодичность проведения проверок плательщика — не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц) |
12 | Наличие информации из органов ФНС России об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов |
Обратите внимание: плательщики страховых взносов, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются (ч. 2.2.1 Методических рекомендаций ПФР).
Внесение изменений в план-график оформляется совместным приказом руководителей (их заместителей) территориальных органов ПФР и ФСС РФ.
Период проверки
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки (ч. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, ч. 6.1 Методических рекомендаций ПФР и п. 6 Методических указаний ФСС РФ).
В 2012 году в период, проверяемый ПФР, попадут 2011 и 2010 годы. 2009 год в период проверки не входит, так как страховые взносы уплачиваются только с 2010 года. ФСС РФ имеет право проверить 2009—2011 годы.
Срок выездной проверки
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ и ч. 6.1 Методических рекомендаций ПФР). Ее длительность определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и ФСС РФ (Совместное письмо ПФР и ФСС РФ).
В рамках выездной проверки органы контроля за уплатой страховых взносов могут проверить деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов (ч. 12 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). В этом случае срок проверки ограничен одним месяцем (ч. 13 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (ч. 14 ст. 35 Закона № 212-ФЗ и п. 7 Методических указаний ФСС РФ).
Выездная проверка может быть приостановлена по основаниям, перечисленным в части 15 статьи 35 Закона № 212-ФЗ, руководителем (его заместителем) органа контроля уплаты страховых взносов. Приостановление допускается не более одного раза в отношении каждого лица, у которого истребуются документы.
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Умный график отпусков на 2024 год: как составить, заполнить и утвердить
- Когда суд обвинит работодателя, объявившего работнику взыскания, в злоупотреблении
- Как организовать пропускной режим с тестированием