Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Льгота для транспорта учреждений, входящих в систему МВД России
Рассмотрим точку зрения чиновников и судей.
Официальная позиция
Транспортный налог исчисляют не все. Итак, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ, не являются объектом обложения по транспортному налогу определенные транспортные средства. А именно те, что принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Проанализировав положения действовавшего законодательства, специалисты главного финансового ведомства в письме Минфина России от 4 февраля 2008 г. № 03-05-04-01/4 пришли к такому выводу.
Нормы подпункта 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ применяются в отношении транспортных средств, предоставленных для обеспечения деятельности подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Проще говоря, милицейским подразделениям. При этом финансовое ведомство указало, что льготы действуют в случае, когда руководство деятельностью вневедомственной охраны осуществляется соответствующими органами власти.
Анализ арбитражной практики
Инспекторы на местах зачастую оспаривают правомерность применения льготы в адрес уплаты транспортного налога территориальными органами МВД России, учреждениями и отделами вневедомственной охраны. Однако суды по данному вопросу поддерживают налогоплательщиков.
Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2007 г. № А39-1131/2007 арбитры подтвердили право учреждения на льготу.
Судьи посчитали, что имущество (в том числе транспортные средства) переданное учреждениям от ведомства на праве оперативного управления, также должно освобождаться от налогообложения. Ведь в целях применения статьи 358 Налогового кодекса РФ транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве оперативного управления, следует считать не только имущество, закрепленное за ним. Но и транспорт, находящийся в оперативном управлении юрлиц (учреждений). Тех, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, и используемых для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России.
ФАС Московского округа в постановлениях от 26 ноября 2007 г. № КА-А41/11902-07, от 13 сентября 2007 г. № КА-А41/9151-07 пришел к выводу, что территориальные органы МВД России, учреждения и отделы вневедомственной охраны относятся к органам исполнительной власти РФ. А значит, на них распространяется льгота по транспортному налогу, установленная подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Поддержали налогоплательщиков и судьи ФАС Волго-Вятского округа в постановлениях от 18 сентября 2007 г. № А82-16958/2006-14 и от 31 июля 2007 г. № А38-48-4/35-2007.
Льгота учреждений, подведомственных Минобороны России
Много споров вызывает и правомерность применения рассматриваемой льготы учреждениями, являющимися подведомственными Минобороны России.
Минфин России высказал свою точку зрения
Транспортный налог исчисляют не все. Финансисты считают, что подведомственные Минобороны России учреждения, являющиеся самостоятельными юрлицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти. То есть должны уплачивать налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления транспортных активов. В частности, такое мнение высказано в письмах Минфина России от 10 апреля 2006 г. № 03-06-04-04/12, от 3 марта 2006 г. № 03-06-01-02/09, от 5 августа 2004 г. № 01-02-01/03-1625.
Арбитры считают, что льготы предоставить можно
Основанием для судебных разбирательств опять-таки было мнение налоговиков, считающих, что указанную льготу можно применять только в адрес имущества федеральных органов власти.
Так, основанием для рассмотрения дела ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 15 августа 2007 г. № Ф03-А73/07-2/3104 послужила следующая ситуация.
Инспекторы полагали, что строительное управление неправомерно применило льготу по транспортному налогу, установленную подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Поскольку данная льгота применяется только в отношении имущества федеральных органов исполнительной власти.
Признав такие доводы налоговиков неправомерными, суд пришел к противоположному выводу.
Им установлено, что строительное управление создано в соответствии с приказом Минобороны России. Основным видом его деятельности является выполнение государственного оборонного заказа. А в самом управлении предусмотрено прохождение военной службы. Имущество же находится в федеральной собственности и закреплено за строительным управлением на праве хозяйственного ведения.
Арбитры отметили: в целях применения льготы следует рассматривать и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юрлиц, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Аналогичные выводы сделаны и в адрес других учреждений (определение ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 16369/07, постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5644 и т. д.).
Налогообложение у иных «ведомственных» налогоплательщиков
На практике проблемы, связанные с определением правомерности освобождения от уплаты налога, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ, возникают и у других учреждений-налогоплательщиков. Так, возникают сложности в применении льготы у тех учреждений, которые занимаются обеспечением трудовой занятости осужденных. Отстаивать свою позицию налогоплательщикам приходится в суде.
Суды в таких ситуациях проверяют, предусмотрены ли у этого учреждения должности, требующие наличия специального звания и прохождения военной службы (что может подтверждаться штатным расписанием налогоплательщика). Также проверяется, в чьей собственности находится закрепленное за налогоплательщиком имущество.
В частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 8 ноября 2007 г. № А33-4096/07-Ф02-8348/07 установил, что штатным расписанием налогоплательщика предусмотрены должности, требующие наличия специального звания и прохождения военной службы. Его же имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. В рассматриваемом случае суд пришел к выводу, что право на применение освобождения от уплаты транспортного налога имеют не только учреждения уголовно-исполнительной системы, но и другие юридические лица.
Отметим, что это мнение поддержал и ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17 октября 2007 г. № А33-1081/07-Ф02-7679/07.