Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Источник финансирования обозначается при заключении госконтрактов
Госконтракт оплачен с внебюджета. Достаточно распространенная ситуация в учреждениях – оплата товаров, работ и услуг в отсутствие или при задержке финансирования из бюджета за счет внебюджетных источников. В этом случае необходимо разобраться в процедурных вопросах подобных сделок.
Итак, если учреждения заключают государственные или муниципальные контракты на поставку, например, материалов, то указывают в них реквизиты бюджетного лицевого счета. Сделать это необходимо. Ведь таково обязательное условие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 4.3 части 4 статьи 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать сведения и об источнике финансирования заказа.
Казначейство отслеживает соблюдение условий контрактов
Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 марта 2006 г. № 117 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, является Казначейство России.
Таким образом, органы казначейства не могут пропускать иные источники платежа, нежели указанные в сведениях, представляемых учреждением.
Изменять условия и реквизиты уже заключенного государственного или муниципального контракта Закон № 94-ФЗ не разрешает. Причем ни при каких обстоятельствах, кроме тех, что специально предусматривает законодательство, и заранее закрепленных в документе. Об этом сказано в статье 9 Закона № 94-ФЗ.
Изменение реквизитов договора повлечет за собой нарушение Закона № 94-ФЗ, соответственно корректировать сведения о госконтракте, поданные в органы Федерального казначейства, также нельзя.
Напомним, что средства, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, с 2009 года учитываются на единых лицевых счетах, которые открыты им в органах Федерального казначейства. утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н*. В письме от 24 декабря 2007 г. № 42-7.1-15/15-434 Казначейство России дает разъяснения по вопросу правомерности использования учреждениями средств, полученных от приносящей доход деятельности. В нем сделан вывод, что учреждения вправе использовать средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления, в том числе добровольные пожертвования, и средства от приносящей доход деятельности при выполнении следующих условий:
– если источник образования внебюджетных средств нашел отражение в законе (решении) о бюджете на соответствующий финансовый год;
– если в генеральном разрешении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств указаны источники образования и направления использования указанных средств, а также устанавливающие их нормативные правовые акты России и субъектов РФ (муниципальные правовые акты);
– если положения устава учреждения содержат соответствующий источник образования внебюджетных средств.
* Подробно новый порядок учета внебюджетных средств учреждений рассмотрен в журнале «Учет в бюджетных учреждениях», .
Обратите внимание: перечисленные условия применяются учреждениями только в переходном периоде до принятия федерального закона, определяющего особенности использования указанных внебюджетных средств.
До сих пор такого закона нет.
Обязательные сведения, указываемые при заключении госконтракта
В течение трех рабочих дней со дня заключения государственного или муниципального контракта учреждение обязано направить в уполномоченные на ведение реестров контрактов органы исполнительной власти следующие сведения (ч. 3 ст. 18 Закона № 94-ФЗ):
– наименование заказчика;
– источник финансирования;
– способ размещения заказа;
– дату проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
– дату заключения контракта;
– предмет, цену контракта и срок его исполнения;
– наименование, местонахождение – для юридических лиц, фамилию, имя, отчество, место жительства, ИНН поставщика (исполнителя, подрядчика) – для физических лиц.
Как поступить на практике
Госконтракт оплачен с внебюджета. В случае задержки бюджетного финансирования учреждение попадает в тупиковую ситуацию. Произвести расчет бюджетными средствами невозможно, а внебюджетную оплату не пропустит казначейство.
Допустим, поставщик доставил материалы в срок, установленный в договоре, в связи с чем учреждению ничего не остается, как начислить «кредиторку» по бюджетной деятельности и принять решение – либо ждать бюджетные средства, либо погасить кредиторскую задолженность за счет внебюджетных средств.
Самым верным решением этой проблемы является погашение кредиторской задолженности по бюджету бюджетными лимитами следующего периода. Однако не все контрагенты согласятся ждать оплаты. И при ее наличии контрактом могут быть предусмотрены штрафные санкции. А в условиях финансового кризиса, когда нужно экономить средства, – платить штрафы и пени неэффективно.
Выход из положения может быть таким – бюджетную задолженность по госконтракту погасить за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Но помните, что для этого требуется, во-первых, наличие необходимого для этого остатка средств на лицевом счете. И, во-вторых, в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности должно быть предусмотрено расходование внебюджетных средств на погашение кредиторской задолженности по бюджетной деятельности.
Если же подобные условия не выполняются, то, к сожалению, прибегнуть к такому методу нельзя. Иначе подобный расход средств могут засчитать как нецелевой с вытекающими последствиями.
Отражаем ситуацию в учете
В бухгалтерском учете операцию по погашению бюджетной кредиторской задолженности за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, следует оформить актом. Из данных, записанных в акте, должно следовать, что ввиду недостаточности финансирования для оплаты поставленных учреждению товаров производится погашение кредиторской задолженности за счет средств от приносящей доход деятельности. В нем указывается размер погашаемой задолженности. Акт подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Заметим, что желательно получить письменное разрешение на выполнение такой операции еще и от вышестоящей организации.
К сожалению, как отразить подобную ситуацию в учете, Инструкция № 25н не предусматривает. Однако, опираясь на рекомендации, данные в письме Минфина России от 25 мая 2006 г. № 02-14-10а/1354, бухгалтерские записи советуем сделать аналогичными тем, что приведены в примере.
Спортивная школа заключила контракт на поставку тренажеров в рамках бюджетной деятельности на сумму 120 000 руб. Однако финансирование задерживалось. Руководство приняло решение оплатить долг за счет внебюджетных средств.
От вышестоящей организации получено разрешение на выполнение подобной операции на конкретную сумму. Необходимые средства, полученные от предпринимательской деятельности, имеются.
Сметой по деятельности, приносящей доход, такое направление расходования средств предусмотрено.
Бухгалтер записал: