Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Когда использование смарт-карт правомерно?
Используем топливные карты. Допустим, учреждение заключает договор с поставщиком нефтепродуктов о получении бензина на его автозаправочных станциях с помощью смарт-карт. Они имеют определенную стоимость и используются до полного ее погашения.
Карты бывают двух типов – нелимитированные и лимитированные. По первым топливо отпускается без ограничений по количеству, но в рамках стоимости смарт-карты. По вторым заправиться можно только в рамках установленного лимита: отпуск производится не свыше указанного объема в сутки или в месяц. Если объем заправленного топлива превысит объем заказанного топлива, обслуживание карты приостанавливается.
Техническое обеспечение расчетов с помощью топливных карт осуществляет процессинговый центр (процессинговая компания) – центральный пункт сбора информации, в который поступают все сведения с карточных терминалов АЗС. Сведения обрабатываются в виде актов, отчетов, реестров и рассылаются покупателям. То есть в сделке участвует третья сторона – процессинговый центр. Он выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственником топлива.
Как правило, за приобретаемое топливо с поставщиком рассчитываются путем 100-процентной предоплаты стоимости карты.
Однако для бюджетников такой вариант неприемлем. Дело в том, что учреждения при расчетах за поставку горюче-смазочных материалов могут предусмотреть авансовые платежи только в размере до 30 процентов суммы договора (контракта). Причем правило распространяется на правоотношения как в рамках бюджетной, так и приносящей доход деятельности. Основание – пункт 6 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 987.
Выходит, что приведенная схема бюджетникам не подходит. Но выход есть.
Так, если поставщик согласится заключить договор с условием, что от стоимости смарт-карты учреждение заплатит авансом только 30 процентов, а остаток – по итогам ее использования (или по итогам месяца при наличии актов, накладных и т. д.), то сделка будет правомерной.
Средство для отпуска топлива
Топливная карта (смарт-карта со встроенной микросхемой) – техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на определенных автозаправочных станциях.
Смарт-карты представляют собой носитель информации, подтверждающий право на получение нефтепродуктов (см. распоряжение Правительства Москвы от 5 ноября 2008 г. № 2591-РП). Поставщиками выступают компании, обеспечивающие поставку нефтепродуктов и обладающие системами специальных технических и программных средств, установленных на АЗС, для учета, обработки и передачи информации, связанной с реализацией нефтепродуктов посредством топливных карт.
Изучаем правила учета
Используем топливные карты. Какие операции при заправке топливом автомобилей учреждения с помощью смарт-карт придется оформить бухгалтеру, рассмотрим далее.
технических средств
Обратите внимание: топливные карты – это техническое средство, и они не являются платежным средством.
Поэтому выдачу карт материально ответственным лицам на счете 208 22 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материалов» не отражают.
Карты оформляют на основании заявки учреждения. Их получают у поставщика (или процессингового центра) и при отсутствии необходимости в них – возвращают. Поэтому учет выдачи данных карт, как правило, не отражается на счетах бухгалтерского учета. В таком случае их учет достаточно организовать в специальном журнале.
Однако если покупатель сам оплачивает стоимость изготовления карт, то такие расходы учреждения учитывают по коду 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Сами карты приходуют в составе материальных запасов на счете 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».
При передаче учреждению топливных карт составляется акт приемки-передачи или если покупатель сам оплачивает изготовление карт – товарная накладная (ТОРГ-12).
горюче-смазочных материалов
Право собственности на топливо переходит к учреждению-покупателю в момент заправки на АЗС. Когда в рассматриваемой ситуации принимать к учету топливо, Инструкция № 148н не поясняет. Поэтому учреждение должно выбрать и закрепить в учетной политике один из способов учета и списания ГСМ:
– по факту заправки (на основании чеков терминалов автозаправочной станции);
– в конце месяца на основании актов, товарных накладных на количество топлива, заправленного в течение месяца, выдаваемых процессинговым центром.
Заметим еще один важный момент. Какой бы из приведенных способов не использовался, списать конкретный объем топлива можно только при наличии и на основании путевых листов, подтверждающих расход.
Итак, рассмотрим возможную для бюджетников схему расчетов с поставщиком топлива на конкретном примере.
Пример.
В августе 2009 года автобаза администрации города заключила договор о заправке бензином марки АИ-92 с помощью топливной карты стоимостью 24 000 руб. По расходу топлива установлен суточный лимит заправки по смарт-карте – 30 л.
По договору производится предоплата 30 процентов стоимости карты. Цена одного литра бензина (19,80 руб.) устанавливается на момент оплаты заявки и остается фиксированной. Срок дейст-вия топливной карты устанавливается до полного расходования средств.
Карта изготовлена за счет поставщика нефтепродуктов.
В учетной политике учреждения зафиксированы следующие правила учета:
– оприходование топлива отражается на основании чеков терминалов АЗС датой заправки;
– ГСМ списывают по итогам месяца на основании товарных накладных поставщика и путевых листов (после сверки их показателей с данными отчета процессингового центра).
Водитель заправил в августе по карте 55 л бензина и представил два чека терминалов АЗС за месяц:
– от 5 августа 2009 года на заправку 30 л бензина;
– от 19 августа 2009 года на заправку 25 л бензина.
Бухгалтер записал:
По итогам месяца бухгалтер учреждения рассчитал долг за поставщиком нефтепродуктов (неиспользованная сумма по смарт-карте):
7200 руб. – 1089 руб. = 6111 руб.
Остаток по карте составил 22 911 руб. (24 000 – 1089).
Официальная позиция
П.А. ПУПАСОВ, начальник отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства
– Указывая в Заявке на кассовый расход предмет документа-основания, согласно которому приобретаются горюче-смазочные материалы, нужно ли записывать их конкретное наименование?
– Пунктом 9.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н, установлено, что при заполнении Заявки на кассовый расход в разделе 2 «Реквизиты документа-основания» должны быть указаны: вид, номер, дата, а также предмет документа-основания (его краткое содержание).
То есть при приобретении, в частности, горюче-смазочных материалов достаточно записать: «горюче-смазочные материалы» или «дизельное топливо».