Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Как корректно оформить правоотношения?
Расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и организацией-арендатором за коммунальные и другие услуги, регулируются договорами, заключенными в соответствии с действующим законодательством. В них необходимо предусматривать условия по оплате услуг и о возмещении арендатором затрат арендодателя. Однако отметим, что специалисты Минимущества России считают, что коммунальные и эксплуатационные расходы в состав арендной платы включать не следует. Подтверждение тому – письмо от 17 сентября 2001 г. № НГ-30/16725 (рассмотрены договоры аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления).
Таким образом, чтобы избежать проблем с органами финансового контроля, при заключении договоров аренды учреждениям следует подготовить отдельный договор на возмещение стоимости электроэнергии, потребленной арендатором. Такого же мнения придерживаются специалисты других министерств и ведомств (см. например, приказ Роскультуры от 15 апреля 2008 г. № 199). Обратите внимание: указанный договор не является договором оказания коммунальных услуг, а лишь регулирует возмещение коммунальных услуг в арендуемом помещении.
Источник поступлений – средства от приносящей доход деятельности
Для учреждения суммы возмещений, поступающие в соответствии с названными договорами, – это средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Бюджетное законодательство РФ устанавливает правовые основания для получения средств по договорам, предусматривающим возмещение расходов по содержанию арендованного имущества (ст. 3 Федерального закона от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ). Средства, перечисляемые арендатором в порядке компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, могут быть зачислены арендодателю (бюджетному учреждению) на его лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в органе Федерального казначейства. При этом поступления должны быть отражены в разделе по учету операций со средствами, поступающими от приносящей доход деятельности. Об этом сказано в письме Минфина России от 15 мая 2009 г. № 02-03-11/2019.
На какие цели можно направить суммы возмещений
Согласно действующему законодательству, расходование средств от приносящей доход деятельности выполняется на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. В этом документе указываются источники образования и направления использования указанных средств, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества. Порядок применения таких поступлений устанавливает финансовый орган.
Средства используются также в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по предпринимательской деятельности (ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ).
Заметим, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может определить более конкретный порядок траты названных средств. Так, например, ФНС России (см. приказ от 28 декабря 2007 г. № ММ-3-16/707@) установила, что средства, поступающие от арендаторов и субарендаторов на возмещение коммунальных услуг, направляются территориальными налоговыми органами исключительно на оплату договоров по оказанию коммунальных услуг.
Таким образом, если указанный источник средств содержится в генеральном разрешении на осуществление приносящей доход деятельности, то учреждение вправе использовать поступившие средства на покрытие собственных затрат, в частности, по оплате коммунальных услуг.
Организуем бюджетный учет
Обратите внимание: оплата электроэнергии за другого потребителя (в рассматриваемом случае за арендатора) проверяющими может быть расценена как нецелевое использование бюджетных средств. Поэтому учреждение на основании договоров, заключенных с поставщиками услуг, и выставленных ими счетов может оплатить оказанные коммунальные услуги, перечислив деньги как за счет средств бюджета (за себя), так за счет приносящей доход деятельности (за арендатора – пропорционально фактически произведенным расходам).
К сожалению, в Инструкции по бюджетному учету порядок отражения операций в такой ситуации не рассмотрен. Пояснения по этой теме даны лишь в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (утверждены Минздравсоцразвития России). С учетом данных в нем рекомендаций можно заключить, что учреждению следует отразить ситуацию так:
Заметим, что приведенная корреспонденция счетов бюджетного учета нетиповая, поэтому ее перед применением необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств. Данное правило определено положениями пункта 9 Инструкции по бюджетному учету.