Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Когда проводится камеральная проверка
Как правило, все данные поступивших деклараций налоговики заносят в автоматизированную информационную систему (АИС Налог). Далее идет сверка контрольных соотношений.
В том случае если в результате анализа данных инспекторы выявят ошибки и (или) противоречия, о них сообщат учреждению. То есть у него будет время внести исправления и представить «уточненку». В таком случае камеральная проверка первичной декларации будет завершена. Чиновники начнут проверять вновь поданную.
Однако есть еще один вариант развития событий.
Камеральная проверка налоговых деклараций. Получив от инспекторов документ, в котором содержится извещение об ошибке (противоречии, несоответствии) в отчетности, можно не подавать уточненную декларацию, а ограничиться пояснениями (конечно, если учреждение уверено в своей правоте). В таком случае надо помнить о следующем.
Пояснения следует дать в течение пяти рабочих дней.
В принципе в Налоговом кодексе РФ не сказано, в какой форме представлять пояснения. Не запрещено давать их устно. Но в интересах учреждения все – таки пояснить ситуацию письменно. Причем представить их можно как лично, так и по почте. Не лишним будет приложить документы (копии) с подтверждением слов. В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный.
Истребование документов
По общему правилу инспекторы не вправе требовать какие-либо дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Однако из этого правила есть исключения.
Случаи, когда инспекторы могут затребовать дополнительные документы, перечислены в статье 88 Налогового кодекса РФ. В частности:
– если учреждение использует налоговые льготы, то придется представить документы, подтверждающие право на эти льготы (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ);
– если в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога, то необходимо подать бумаги, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ);
– если учреждение подало декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то следует представить документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
Во всех иных случаях требовать дополнительные бумаги в рамках камеральной проверки контролеры не могут. Однако на практике они часто пренебрегают этим правилом. Так, например, при проверке декларации по НДС инспекторы на местах просят представить «входящие» счета-фактуры и книгу покупок даже в том случае, если в декларации налог заявлен к уплате, а не к возмещению из бюджета. Минфин России в письме от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209 указал, что это неверный подход. Финансисты подчеркнули, что инспекторы вправе требовать дополнительные документы только в случаях, установленных статьей 88 Налогового кодекса РФ. О недопустимости запрашивать дополнительные бумаги в ситуациях, прямо не предусмотренных этой статьей, говорится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08.
Получив требование, учреждение обязано представить соответствующие документы в течение 10 рабочих дней. Но как быть, если своевременно подготовить их для представления (то есть в течение 10 дней) по объективным причинам не получается (например, из-за большого объема запрашиваемых документов)?
Учреждение имеет право обратиться с просьбой о продлении срока (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Для этого следует написать соответствующее заявление на имя руководителя инспекции.
Далее отметим такой момент. В пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) теперь четко оговорены способы, которыми должностное лицо учреждения может представить необходимые бумаги. А именно: принести их в инспекцию лично или передать через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае если документы составлены на бумаге, их представляют в виде копий, которые заверены подписью руководителя и печатью учреждения. Требовать нотариального удостоверения копий инспекторы не вправе (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ). При необходимости контролеры могут ознакомиться и с подлинниками (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ).
Срок проверки определен законодательно
Камеральная проверка налоговых деклараций. Предельный срок проведения камеральной проверки составляет три месяца со дня подачи в налоговый орган декларации или расчета.
Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Истекает срок в соответствующее число третьего месяца от начала проверки.
Продление данного срока, а также возможность приостановления камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрены.
Поэтому все действия, связанные с проверкой (истребование пояснений, документов и т. п.), инспектор вправе совершать только в пределах трех месяцев со дня подачи отчетности.
Оформление результатов
Порядок оформления результатов камеральной проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие:
1) нарушений налогового законодательства нет (не выявлены);
2) нарушения налогового законодательства имеют место.
В первом случае результаты проверки останутся неоформленными.
Ведь Налоговый кодекс РФ не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ. Исключение – камеральная проверка декларации по НДС при применении заявительного порядка возмещения налога (если в результате такой проверки не выявлены нарушения, об этом налогоплательщика уведомят в письменном виде в течение семи дней после окончания проверки).
В том случае, если в ходе камеральной проверки была обнаружена недоимка по налогу (но при этом отсутствуют признаки нарушения налогового законодательства), то инспекторы составляют документ о выявлении недоимки. Его форма утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@. Об этом напомнили и финансисты в своем письме от 6 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-172.
Однако если чиновники выявили факты нарушений, по окончании проверки составляют соответствующий акт (форма акта камеральной проверки и правила его составления определены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@).
Обратите внимание: со 2 сентября 2010 года за налоговиками законодательно закреплена обязанность представлять вместе с актом проверки документы, подтверждающие факты выявленных нарушений. В частности, теперь об этом четко сказано в новом пункте 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ (новации внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).
Правда, к акту инспекторы должны прилагать только те бумаги, которые получены ими самостоятельно. Документы, поступившие от проверяемого учреждения, не прилагаются.
Итак, учреждение получило на руки акт камеральной проверки. Прежде всего надо тщательно изучить документ. Если оно согласно с выводами контролеров, изложенными в акте, все просто. Никаких действий предпринимать не надо (конечно, помимо исправления нарушений).
В противном случае следует помнить, что в течение 15 рабочих дней со дня получения данного документа можно составить возражения. Кстати, не лишним будет проверить и правильность оформления акта.
Так, если впоследствии учреждение решит добиваться отмены решения в суде, то несущественные формальные нарушения могут быть дополнительными аргументами, подтверждающими вашу правоту.
Причем существенные формальные нарушения могут стать основанием для отмены решения. Но только при условии, что они повторены в решении налогового органа по проверке.
Обжаловать решение ИФНС в суде можно только после неудачной попытки сделать это в УФНС.
Возражение по акту
Возражения на акт камеральной налоговой проверки подаются в ту налоговую инспекцию, которая проводила проверку. Чтобы подготовить возражения, у организации есть 15 рабочих дней с момента получения акта проверки.
Готовятся возражения в письменном виде в произвольной форме. В письме нужно указать, с какими именно выводами инспекторов вы не согласны и почему. К письму полезно будет приложить копии первичных документов, подтверждающих правоту учреждения.
Инспекция рассмотрит возражения организации в течение 10 рабочих дней (срок отсчитывается не с момента подачи возражений в налоговую инспекцию, а с последнего дня, когда организация такие возражения имела право подать). Далее выносится решение.
Решения контролеров можно оспорить
Решение по результатам проверки налоговые инспекторы могут направить заказным письмом (если вручить бумагу ее руководителю или представителю будет невозможно). Считается, что решение получено по истечении шести дней с даты отправления письма учреждению.
Итак, учреждение получило решение на руки. В том случае если есть возражения, можно подать апелляционную жалобу (в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение). Сделать это лучше до того, как решение вступит в силу (напомним, что оно вступает в силу через 10 рабочих дней с того момента, как его вручили представителю организации).
Следовательно, срок подачи апелляционной жалобы составляет 10 рабочих дней с того момента, как организация получила данное решение.
В течение трех рабочих дней после получения чиновники передадут ее в вышестоящий налоговый орган. Апелляционную жалобу, поданную с нарушением этого порядка, УФНС отклонит.
Рассмотрят апелляционную жалобу в течение месяца. Хотя при необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем на 15 рабочих дней.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России примет решение:
– оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
– отменить или изменить решение налоговой инспекции полностью или в части и принять по делу новое решение;
– отменить решение и прекратить производство по делу.
О своем решении УФНС России должно сообщить в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме.
Если же учреждение успело подать апелляционную жалобу до того, как решение о привлечении к ответственности вступило в силу, возможность оспорить его в досудебном порядке сохраняется. Но в таком случае следует подать жалобу в региональное УФНС (уже минуя территориальную инспекцию). Это можно сделать в течение года (с того момента, как данное решение вступило в силу).
За нарушения могут наказать
Со 2 сентября 2010 года санкции за непредставление декларации, предусмотренные статьей 119 Налогового кодекса РФ, изменились. Теперь размер штрафа не зависит от того, на сколько дней позже налогоплательщик подал отчетность (менее чем на 180 дней или более), и рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 руб. Хотя четко из текста данной статьи непонятно, будет ли учреждение нести ответственность, если декларацию подали с нарушением установленного срока, но всю сумму налога перечислили вовремя. Финансовое ведомство разъяснило, что в такой ситуации взыскивается минимальный штраф (письма Минфина России от 12 ноября 2010 г. № 03-02-07/1/518, от 21 октября 2010 г. № 03-02-07/1479).
Кроме того, Налоговый кодекс РФ дополнен новой статьей 119.1. Она предусматривает ответственность за нарушение установленного способа представления декларации. Так, если учреждение, которое обязано сдавать отчетность в электронном виде, подаст ее на бумаге, штраф составит 200 руб.
Важно запомнить
По результатам налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Обстоятельства, при которых данная норма не действует, таковы:
– истечение срока давности привлечения к ответственности;
– отсутствие вины организации в совершении налогового правонарушения.
Об этом говорится в статье 109 Налогового кодекса РФ.