Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Суть спора
Бюджетники должны платить госпошлину. Учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков со своего контрагента.
Одновременно учреждение заявило ходатайство об освобождении его от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.35 Налогового кодекса РФ в связи с тем, что истец является бюджетным учреждением, полностью финансируемым из федерального бюджета. Предпринимательскую деятельность учреждение не ведет.
Однако суд не стал рассматривать дело из-за того, что госпошлина не была уплачена.
Более того, исковое заявление было возвращено учреждению (заявителю), поскольку оно не представило доказательств уплаты госпошлины (не устранило обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения).
Учреждение решило опротестовать такие действия.
Решение суда
Арбитры отказали учреждению в иске. И вот какие доводы для этого они привели в своем постановлении.
Действительно, статья 333.37 Налогового кодекса РФ предусматривает льготы по уплате госпошлины при обращении некоторых категорий юридических и физических лиц с исками в арбитражные суды.
Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, которые выступают по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Учреждение не относится к субъектам, поименованным в вышеприведенном подпункте, равно как и к иным субъектам, указанным в статье 333.37 Налогового кодекса РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ, на который ссылалось учреждение, предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета. Но только за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций.
Иначе говоря, данная норма абсолютно не относится к обязанности истца по уплате госпошлины при обращении в арбитражный суд.
Таким образом, учреждение должно было уплатить соответствующую сумму госпошлины в общеустановленном порядке.
При этом, как установлено в пункте 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера пошлины
В силу пункта 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, выносит определение об оставлении заявления без движения.
И если в срок, установленный в определении суда, не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, суд возвращает исковое заявление. Такое право ему дает подпункт 4 пункта 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Таким образом, в данном случае арбитражный суд совершенно обоснованно не стал рассматривать иск учреждения к его контрагенту.
Порядок уплаты госпошлины
Бюджетники должны платить госпошлину. По общему правилу госпошлину уплачивает заявитель (подп. 1 п. 2 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ), то есть тот, кто подает иск в суд.
Правда, если с иском обратилось сразу несколько организаций (граждан), не имеющих права на льготы, они должны заплатить госпошлину в равных долях. Если же кто-то из заявителей освобожден от уплаты госпошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, пользующихся льготой. При этом оставшуюся сумму пошлины должны заплатить организации или граждане- заявители, не освобожденные от уплаты этого сбора (п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ).
Глава 25.3 Налогового кодекса РФ («Государственная пошлина») в зависимости от вида совершаемых действий. В частности, различные ставки пошлины предусмотрены:
– при обращении в суды общей юрисдикции и мировые суды, арбитражные суды, Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (ст. 333.19–333.23 Налогового кодекса РФ);
– при обращении к нотариусу, должностному лицу, совершающему нотариальные действия (ст. 333.24, 333.25 Налогового кодекса РФ);
– при регистрации актов гражданского состояния (ст. 333.26, 333.27 Налогового кодекса РФ);
– при регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем (ст. 333.30 Налогового кодекса РФ);
– при приобретении (выходе из) российского гражданства, въезде в Россию или выезде из нее (ст. 333.29 Налогового кодекса РФ);
– при обращении в органы пробирного надзора (ст. 333.31, 333.32 Налогового кодекса РФ);
– при государственной регистрации и совершении других действий, требующих уплаты госпошлины.
Действующие размеры ставок приведены в электронной версии статьи, размещенной на сайте .
Важно запомнить
Если государственное бюджетное учреждение подает иск в арбитражный суд, то к нему оно должно приложить квитанцию об уплате госпошлины. Иначе суд не будет рассматривать дело.