Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Выбор способа размещения заказа
Напомним, что отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Согласно ему, для приобретения ГСМ заказчики вправе:
– провести запрос котировок цен;
– провести аукцион в электронной форме;
– воспользоваться пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (закупив горючее у произвольно определенного поставщика без каких-либо специальных процедур);
– скомбинировать несколько способов размещения заказа.
Причем выбор способа размещения заказа непосредственно зависит от цены контракта. Так, применение пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ возможно путем заключения одного или нескольких договоров на поставку (на отпуск) ГСМ. При этом общая цена одного такого договора не может превышать предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юрлицами по одной сделке. Конечно, заказчик вправе заключить одновременно или последовательно несколько договоров на поставку, но их сумма в течение календарного квартала также не может превышать 100 тыс. руб.
При наличии потребности в ГСМ не менее чем на 100 тыс. руб., но не более чем на 500 тыс. руб. в квартал, учреждению необходимо провести запрос котировок либо аукцион в электронной форме. Учреждение (выступая в роли заказчика) может провести несколько запросов котировок в квартале на поставку ГСМ, но начальная максимальная цена контракта каждый раз не должна превышать 500 тыс. руб. И сумма всех контрактов, заключенных по итогам запроса котировок цен в рамках одного квартала, также не должна превышать 500 тыс. руб.
При определении даты размещения заказа и отнесения ее к конкретному кварталу надо руководствоваться не датой размещения извещения о проведении запроса котировок, а датой заключения контракта. Допустим, запрос котировок может быть объявлен в конце марта, а контракт заключен в середине апреля. В этом случае заказ относится ко второму кварталу.
Аукционы в электронной форме на поставку ГСМ заказчики вправе проводить во всех без исключения случаях. А вот проведение конкурсов на поставку ГСМ запрещено частью 4 статьи 10 Закона № 94-ФЗ в силу того, что бензин и дизельное топливо включены в так называемый аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р.
Бензин и дизельное топливо – одноименные товары
Обращаем внимание, что согласно Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. № 601, бензин и дизтопливо являются одноименной продукцией (входят в группу 39). Поэтому будет неправомерным, например, заключение договора с ценой 80 тыс. руб. на поставку бензина АИ-95 и договора с ценой 50 тыс. руб. на поставку бензина АИ-92. Так как в этом случае нарушается требование пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, что чревато ответственностью в соответствии с частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушением будет и заключение контракта на поставку дизтоплива по итогам запроса котировок на сумму 300 тыс. руб. с заключением в том же квартале контракта на поставку бензина на сумму 250 тыс. руб. В этом случае учреждение будет привлечено к ответственности в соответствии с частью 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как исходя из суммы цен договоров следовало провести аукцион.
Комбинирование нескольких способов размещения заказа
При закупке одной и той же продукции одним заказчиком разрешено и широко применяется комбинирование нескольких способов размещения заказа. Так например, заказчик может провести один крупный электронный аукцион на поставку 30 000 литров АИ-95 и 20 000 литров АИ-92, указав местом поставки несколько конкретных районов города. Параллельно, учитывая, что автотранспорт учреждения часто выезжает в другие районы области, можно провести запрос котировок цен на поставку бензина АИ-95 в объеме 10 000 литров, указав местом поставки определенные районы области. Направляя свой автотранспорт в соседний субъект РФ, можно выдать деньги под отчет водителю или заранее заключить договор с поставщиком ГСМ в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ на приобретение 1000 литров АИ-92 на общую сумму, например, 26 тыс. руб.
Такое комбинирование способов закупок не только возможно, но зачастую необходимо. Ведь условия контрактов, заключенных по итогам аукционов или запросов котировок цен, в ходе исполнения контракта не могут изменяться (ч. 4.1 и 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ). Так, не подлежат изменению общая цена контракта, цена за литр ГСМ, место поставки, сроки поставки (отпуска), объем поставки и др. Исключение составляет возможность учреждения изменить объем поставки на 10 процентов в соответствии и по правилам части 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.
При нарушении и изменении условий контракта иным способом, учреждение могут привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изменение цены ГСМ
Один из самых проблемных моментов при закупке ГСМ – непрогнозируемое изменение поставщиками цены на бензин. Так как в случае, когда цена за литр бензина зафиксирована в контракте и поставщик уведомляет учреждение о ее росте, последний не вправе согласиться на такое изменение, а поставщик не вправе настаивать на нем. Соответственно, контракт следует расторгнуть по соглашению сторон (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).
Однако из этой ситуации есть выход – закупка ГСМ путем приобретения топливных талонов, топливных карт, номинированных в натуральных измерителях (литрах). Так, приобретая топливную карту на 1000 литров за 26 тыс. руб., учреждение фактически фиксирует цену за литр на весь период обслуживания карты, что и требуется от него по Закону № 94-ФЗ.
Топливные карты и топливные талоны удобны для учреждений и тем, что, как правило, заправляться по ним транспорт может на АЗС сразу нескольких сетей.
Отметим, что, приобретая топливные карты или топливные талоны, учреждение еще не приобретает само топливо, а значит, оно вправе не оплачивать 100 процентов стоимости карты (талона). Заказчик (в лице учреждения) может выплатить лишь аванс в пределах разрешенного размера (для федеральных заказчиков на 2011 год он составляет 30%), а в дальнейшем рассчитываться по факту, например, ежемесячно за вычетом суммы, пропорциональной размеру аванса.
Основание – пункт 12 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2010 г. № 1171 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Интересно, что если цена на бензин упадет, то учреждение и поставщик в любой момент могут подписать соглашение об изменении цены контракта без изменения объема поставки (ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).
Учтите требования к АЗС и месту поставки
Административная практика ФАС России богата случаями признания заказчиков, закупавших ГСМ, нарушившими Закон № 94-ФЗ и Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Чаще всего это происходит из-за установления заказчиками излишних требований к АЗС поставщика. Так, ФАС России признает незаконными, ограничивающими конкуренцию, всякие попытки учреждений установить требования к количеству АЗС на определенной территории, требования «о наличии распространенной сети АЗС» на чрезмерно больших территориях, указание точного адреса АЗС и т. д. Суды зачастую поддерживают ФАС России по таким делам (например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2009 г. № Ф04-7313/2009).
В то же время, когда заказчик может обосновать потребность в том, что местом поставки ГСМ должны быть определенные районы города, а иногда и определенные улицы, ФАС России и суды не видят в этом нарушения (например, решение Оренбургского УФАС России от 31 января 2011 г. № 08-07-26/2011, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2009 г. № А14-521/2009-15/30). Зачастую обоснованием требования о поставке ГСМ в конкретных районах города, области является наличие филиалов заказчика, его подведомственных учреждений, главного распорядителя.
Как рассчитать начальную (максимальную) цену контракта
Участвуя в процессе размещения заказа, особое внимание также следует обратить и на порядок установления начальной цены контракта. Нередко она рассчитывается исходя из среднесуточного пробега транспортного средства, продолжительности работы спецоборудования, утвержденных норм расхода топлива на пробег и транспортную работу, дополнительных норм расхода спецоборудования. Применяются и маршрутные нормы расхода топлива или укрупненные нормы расхода топлива на единицу транспортной работы действующих цен на топливо в данной местности или в территориях маршрута следования транспортного средства, количества рабочих дней в неделю, согласно внутреннему трудовому распорядку учреждения. Нормы расхода топлива утверждены распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"».
Контракт или договор
С 1 января 2011 года бюджетные учреждения (с расширенными полномочиями) вместо государственных и муниципальных контрактов заключают гражданско-правовые договоры. Этот момент отмечен в письме Минфина России и Федерального казначейства от 31 декабря 2010 г. № 02-03-06/5491, № 42-7.4-05/5.2-12. При этом по тексту Закона № 94-ФЗ и Кодекса РФ об административных правонарушениях при упоминании контрактов предполагаются также и гражданско-правовые договоры (п. 5 ч. 1 ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 5 Закона № 94-ФЗ).
Сведения о гражданско-правовом договоре, подлежащие включению в реестр контрактов, формируются так: в первой строке реквизита «Источник финансирования контракта» указывают наименование публично-правового образования – учредителя бюджетного учреждения, вторая строка не заполняется.
В сведения реестра о государственных и муниципальных контрактах, заключенных до 1 января 2011 года и действующих после этой даты, поправки, связанные с изменением правового положения бюджетных учреждений, не вносятся.
Важно запомнить
Размещение госзаказа допускается несколькими способами: путем проведения торгов либо путем запроса котировок. Выбор того или иного способа размещения госзаказа зависит в большей степени от цены государственного контракта.