Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Что необходимо учесть
Расчеты по обязательствам: правила учета. Итак, статьей 219 Бюджетного кодекса РФ определено, что получатель бюджетных средств принимает обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. С 1 января 2011 года, согласно требованиям приказа Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н, основанием для постановки на учет бюджетных обязательств являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702) с приложением к ним копий договоров (контрактов).
С этого года бюджетные учреждения могут финансироваться как в виде получения субсидий, так и путем получения выручки от внебюджетной деятельности. При субсидиарном финансировании нормативные затраты будут производиться без представления ими в финансовые органы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. А вот расходы, источники финансового обеспечения которых – бюджетные инвестиции и субсидии на иные цели, будут осуществляться после проверки таких документов и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии. Причем при получении субсидий на иные цели бюджетное учреждение составляет и представляет органу, на который возложены функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016). Однако данные требования вступают в силу лишь с 1 января 2012 года (п. 2 приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).
Организуем бухгалтерский учет
Расчеты по обязательствам: правила учета. Напомним, как и ранее, расчеты по принятым обязательствам учитываются на счете 302 00 000. В частности, на нем отражаются расчеты учреждения с контрагентами за поставленные материальные ценности (оказанные услуги) и подрядчиками за выполненные работы, начисление и выплата сумм зарплаты (денежного довольствия и стипендий), а также оплата социальных выплат. Типовая группировка счетов, определенная Инструкцией по применению Единого плана счетов, предусматривает применение по учету обязательств следующих групп счетов:
– 302 10 000 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда»;
– 302 20 000 «Расчеты по работам, услугам»;
– 302 30 000 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов»;
– 302 40 000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»;
– 302 50 000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам»;
– 302 60 000 «Расчеты по социальному обеспечению»;
– 302 70 000 «Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям»;
– 302 90 000 «Расчеты по прочим расходам».
Обратите внимание, перечень конкретных счетов, применяемых «старыми» бюджетными учреждениями, шире, чем применяемых «новыми» (основание – п. 101 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, п. 127 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетными учреждениями). Это связано с тем, что ряд счетов будут использовать только казенные учреждения (например, счет 302 61 000 «Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»). Кроме того, предусмотрено специальное использование счета 302 51 000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в переходный период бюджетными учреждениями «старого» типа, а затем только казенными учреждениями.
Рассмотрим примеры отражения бухгалтерских записей по принятым бюджетным обязательствам (в зависимости от типа (государственного) муниципального учреждения).
Пример
Бюджетное учреждение (не перешедшее на субсидирование) заключило договор на оказание коммунальных услуг стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Согласно договору, учреждение перечислило поставщику аванс в размере 20 процентов от договорной стоимости – 23 600 руб. (118 000 руб. ? 20%). В конце отчетного периода были представлены оправдательные документы (счет, акт, счет-фактура). Бухгалтер отразил эти операции так:
Пример
Бухгалтеру бюджетного учреждения нового типа при наличии тех же самых условий, прежде чем составлять записи, надо определить, за счет каких средств производятся операции (например, за счет субсидий на выполнение задания либо иных средств). Вторая особенность в том, что при формировании бухгалтерских записей в рамках принятой учетной политики отражение сумм коммунальных услуг предусмотрено на счете 109 80 223 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг». С учетом всех этих особенностей проводки выглядят так:
* Одновременно сумму отражают на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (подстатья – 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ).
Важно запомнить
Чиновники казначейства и финорганов не контролируют целевое использование средств при их списании с лицевых счетов бюджетных учреждений. А вот расходы казенных учреждений («старых» бюджетников) по-прежнему подконтрольны казначеям (финорганам).