Сайт журнала «Учет в учреждении» |
При размещении заказа следует соблюсти ряд процедур
Заключение госконтракта для ремонта. Итак, размещая заказ, специалисты бюджетного учреждения, как правило, сталкиваются с решением таких вопросов:
1) выбор способа размещения заказа, позволяющего учреждению заключить необходимый гражданско-правовой договор на выполнение ремонтных работ (далее – госконтракт);
2) возможность установления к потенциальным участникам размещения заказа требования о наличии допуска к выполнению работ, выданного саморегулируемой организацией (СРО) в соответствующей сфере;
3) формирование и заключение госконтракта.
Варианты размещения госзаказа
Выбор способа размещения заказа зависит в первую очередь от вида ремонта.
Отметим, что основным способом размещения заказа, позволяющим учреждению заключить госконтракт на выполнение ремонтных работ, в соответствии с является открытый аукцион в электронной форме.
Так, статьи 10 данного закона предусмотрено, что госзаказы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства, а также некапитальных объектов должны размещаться путем проведения открытого аукциона в электронном виде.
При этом сам не раскрывает понятий строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также объекта капитального строительства, в отношении которого указанные работы должны проводиться.
Поэтому для того чтобы классифицировать работы на текущий и капитальный ремонт, следует обратиться к нормативным актам, принятым в области строительства.
Текущий или капитальный ремонт: распределяем виды работ
Разобраться в вопросе поможет Градостроительный кодекс РФ.
В соответствии с статьи 1 данного кодекса под объектом капитального строительства следует понимать «здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек». Помимо определения объекта капитального строительства Градостроительного кодекса РФ также раскрывает понятия «строительство» и «реконструкция».
Под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов). Реконструкцией признается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Однако Градостроительный кодекс РФ не содержит определения в отношении капитального ремонта, а также не говорит о том, чем он отличается от текущего.
Для разрешения этого вопроса обратимся к (утверждена ). В соответствии с данного документа к капитальному ремонту относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Предупредительный (текущий) ремонт, согласно , заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Исходя из данных определений можно сделать вывод, что к текущему ремонту относятся только мелкие работы, такие как подкраска, подклейка обоев и др. Остальные виды работ следует отнести к капитальному ремонту.
Обратите внимание: в законодательстве РФ отсутствует понятие «косметический ремонт», ввиду чего настоятельно не рекомендуется использовать данное понятие при размещении заказа и составлении госконтракта. Определившись с видом работ, в госконтракте надо прописать требования к участникам торгов.
Устанавливаем требования к участникам торгов
Законодательство о госзакупках в настоящее время предусматривает обязательные и дополнительные требования к участникам размещения заказов.
Характерно, что перечень обязательных требований является закрытым, а дополнительные допускается устанавливать лишь в определенных случаях.
В частности, согласно Закона № 94-ФЗ, требование к участникам о наличии действующего свидетельства о допуске от саморегулируемой организации может быть установлено бюджетным учреждением только при проведении торгов. При закупке ремонтных работ путем запроса котировок, требовать от участников какие-либо разрешительные документы не допускается.
Однако, проводя открытый аукцион в электронном виде, следует иметь в виду, что, согласно формулировке, приведенной в части 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, непосредственно сам участник, подающий заявку, должен соответствовать всем требованиям, установленным законодательством РФ.
Так, статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что виды работ по осуществлению капитального ремонта на объектах капстроительства, которые оказывают влияние на их безопасность, должны выполняться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске. Иные виды работ по капитальному ремонту объектов могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Следовательно, для данной деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели должны стать членами одной из существующих сегодня саморегулируемых организаций в данной сфере.
Перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определен (до 1 июля 2010 года такой был утвержден ).
Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ , лицо, осуществляющее работы по капитальному ремонту, организует и координирует такие работы на объекте (). Таким образом, участвовать в открытом аукционе в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений бюджетного учреждения, могут только лица, обладающие свидетельством о допуске на осуществление функций генерального подрядчика. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие такого допуска, участниками открытого аукциона в электронной форме быть не могут.
Однако при наличии у них допуска на выполнение иных работ, являющихся предметом госконтракта, они вправе выступать исключительно субподрядчиками по такому госконтракту (в рамках соглашения, заключенного с генеральным подрядчиком, выигравшим аукцион).
Проверяем свидетельства на допуск к работам
Заключение госконтракта для ремонта. Что же касается самих свидетельств о допуске на выполнение функций генерального подрядчика, то здесь необходимо иметь в виду следующее:
1) все свидетельства о допуске, полученные участниками строительного рынка в СРО до 1 июля 2010 года, утратили свою силу с 1 января 2011 года ();
2) свидетельства о допуске на выполнение функций генерального подрядчика, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с 1 июля 2010 года по 1 октября 2010 года в рамках действия уже нового , также утратили свою силу с 1 января 2011 года, если лица, имеющие такие свидетельства, не соответствуют требованиям, предусмотренным частями и статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, указанные выше свидетельства не могут приниматься во внимание членами комиссии учреждения при рассмотрении поступивших заявок.
Нужно отметить, что само требование о наличии у участников открытого аукциона в электронной форме свидетельства о допуске на выполнение функций генерального подрядчика может быть установлено учреждением только в случае размещения заказа на выполнение работ, требующих получения разрешения на строительство (). В иных случаях установление такого требования незаконно и может повлечь за собой наложение административной ответственности на должностных лиц бюджетного учреждения.
Заключаем госконтракт на выполнение ремонтных работ
Рассмотрим особенности формирования и заключения госконтракта на выполнение ремонтных работ в разрезе его существенных условий. К таковым в соответствии с статьи 432 Гражданского кодекса РФ можно отнести условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Предмет госконтракта
Важно отметить, что в данном разделе госконтракта должно быть указано не только наименование выполняемых работ, но также и объем работ. Без сведений об объеме госконтракт считается незаключенным.
Стоимость работ (цена госконтракта)
Цена госконтракта определяется по результатам проведенных учреждением процедур торгов, запроса котировок цен либо осуществления закупки у единственного подрядчика согласно части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.
Она является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, перечисленых в статьи 9 Закона № 94-ФЗ.
Иных оснований для изменения цены госконтракта в не предусмотрено. Оплата выполняемых ремонтных работ осуществляется только по цене, установленной госконтрактом.
Срок выполнения работ
Нередко госконтракт на выполнение ремонтных работ заключается на продолжительный срок, и для четкого определения взаимоотношения сторон в данном случае большое значение приобретают сроки контракта. В частности, Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда помимо срока окончания выполнения работ в обязательном порядке должен быть указан и срок начала их выполнения.
По соглашению сторон в госконтракте могут быть установлены и промежуточные сроки выполнения работ.
Если сторонам не удалось достичь соглашения по нему, госконтракт признается незаключенным.
Порядок финансирования и оплаты
Порядок финансирования и оплаты работ входит в число специальных требований Гражданского кодекса РФ (). Он определяется учреждением до объявления процедур, предусмотренных , и указывается в проекте госконтракта. В дальнейшем такой порядок не может быть изменен как при заключении госконтракта, так и при его исполнении.
Способы обеспечения исполнения обязательств сторон
Под указанными способами подразумеваются специальные меры, которые в достаточной степени гарантируют исполнение взятых на себя обязательств как подрядчиком, так и учреждением.
Однако Закона № 94-ФЗ предусматривает в обязательном порядке включать в госконтракт только условия об ответственности подрядчика (). А норма, приведенная в Гражданского кодекса РФ, обязывает прописать в контракте обязанности для всех участников договорных отношений. Следовательно, применению подлежит именно она. Таким образом, в госконтракте помимо ответственности подрядчика необходимо оговорить и ответственность самого бюджетного учреждения-заказчика.
Обязательства учреждения и подрядчика могут обеспечиваться, например, уплатой неустойки, установленной в . Так, заказчик обязан уплатить неустойку (штраф, пени) в случае просрочки исполнения своего обязательства, предусмотренного госконтрактом (например, несвоевременная оплата выполненных работ).
Предусмотренная данной нормой санкция является законной неустойкой. Это означает, что контрагент вправе требовать от заказчика ее уплату независимо от того, предусмотрена она в контракте либо нет.
Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного госконтрактом срока исполнения обязательства.
Размер неустойки устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования.
статьи 9 Закона № 94-ФЗ, предусматривающая ответственность подрядчика, практически в точности воспроизводит статьи 9 Закона № 94-ФЗ.
Единственным отличием является то, что размер неустойки, подлежащей уплате подрядчиком, устанавливается самим заказчиком в госконтракте, но не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Следует учитывать, что госконтракты на выполнение ремонтных работ, как правило, заключаются на значительные суммы.
Поэтому при разработке проекта госконтракта учреждению не следует ограничиваться только неустойкой.
Рекомендуем разработать целый комплекс мер, обеспечивающих исполнение обязательств подрядчиком: обеспечение возврата подрядчиком аванса при неисполнении ремонтных работ, обеспечение исполнения контракта и пр.
Порядок приемки работ должен быть прописан
В госконтракт обязательно должно быть включено условие о порядке приемки работ и проверке их на соответствие требованиям, указанным в госконтракте (объем, качество и др.). Необходимо отнестись к этому пункту особенно внимательно, определиться со сроками и формой приемки.
Для приемки выполненных ремонтных работ необходимо наличие определенных знаний в данной сфере, которыми работники бюджетного учреждения, как правило, не обладают. Поэтому учреждению рекомендуется в соответствии с положениями провести отбор уполномоченного представителя, которому передать в целом полномочия по приемке выполненных ремонтных работ, проверке соответствия используемых подрядчиком материалов и оборудования условиям госконтракта, технической документации и др.
Иные условия, на которые следует обратить внимание
Отступление не только подрядчика, но и учреждения от объявленных условий открытого аукциона в электронном виде или запроса котировок, условий заявки победителя недопустимо.
Все условия госконтракта, указанные в заявке, извещении и в документации, являются его существенными условиями, так как именно по ним должно быть достигнуто соглашение между заказчиком и подрядчиком (). Следовательно, никакие из них не могут быть изменены при заключении и исполнении госконтракта (). В противном случае размещение заказа путем проведения процедур, предусмотренных , утрачивало бы какой бы то ни было смысл.
При выполнении ремонтных работ неотъемлемыми документами, прилагаемыми к госконтракту, являются техническая документация и смета. Первая определяет объем и содержание работ, а также другие предъявляемые к ним требования, вторая – стоимость ремонтных работ.
Подрядчик должен выполнять работы строго в соответствии с технической документацией, внесение изменений в которую не допускается, так как изложенные в ней положения относятся к существенным условиям госконтракта. Выполняя работы, подрядчик одновременно должен следовать смете, которая в силу является твердой. Стоимость работ по смете определяется исходя из цены госконтракта, полученной по результатам проведенных торгов либо запроса котировок. Следовательно, указанная стоимость не может соответствовать существующим в строительстве сметным нормативам и является договорной.
Применение сметных нормативов является обязательным только при разработке технической документации и составлении входящей в нее сметы, служащей для обоснования расчета начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
Если объемы работ изменены
Напомним, что в контракте должен быть указан конкретный объект ремонта (помещение, адрес, площадь и т. д.), а также перечислены виды и объем работ.
При этом изменить объем работ или привлечь подрядчика к дополнительным работам, связанным с ремонтом, но не указанным в контракте, нельзя.
Таким образом, на сегодняшний день складывается ситуация, при которой, например, даже в случае выявления в ходе исполнения госконтракта так называемых непредвиденных ремонтных работ учреждение не имеет возможности подписать с подрядчиком дополнительное соглашение на допработы. Выходом из положения остается только проведение нового размещения заказа на выполнение данной части работ и заключение нового госконтракта.