Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Суть спора
Государственное образовательное учреждение обратилось в суд с заявлением к управлению Роспотребнадзора о взыскании излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как оказалось, в период с сентября 2007 года по I квартал 2010 года учреждение представляло уполномоченному органу расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом в качестве наименования отхода было указано «мусор от бытовых помещений».
Позже учреждение обратилось в Ростехнадзор (прежний уполномоченный орган по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду), представив туда уточненные расчеты платы (без расчета сумм за размещение отходов производства и потребления), считая, что оно не осуществляет размещение отходов в специально оборудованных местах.
Министерство направило корректирующие расчеты платы управлению Роспотребнадзора, ставшему на тот момент администратором платы в силу указа Президента РФ от 23 июня 2010 г. № 780 и постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717.
Однако управление сообщило о невозможности возврата учреждению излишне уплаченной суммы за негативное воздействие на окружающую среду.
Полагая, что отказ управления неправомерен, учреждение обратилось с иском в суд.
Решение суда
Арбитры заняли сторону учреждения. И вот подробности данного дела.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При этом под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. А размещение отходов – это их хранение и захоронение.
Причем объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.). И, как следует из статьи 12 Закона № 89-ФЗ, к ним установлены особые требования: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; места строительства таких объектов выбираются на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
В данном случае в процессе своей деятельности учреждение не размещало отходы, а также не оказывало вредного воздействия на окружающую среду. Поэтому оно не должно было вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов.
Вывод суда был такой: сумма платы, которую вносило учреждение, является излишне уплаченной и подлежит возврату.
Важно запомнить
Размещение бытовых отходов, которое является платным, представляет собой их хранение в специально оборудованных местах, скажем, на полигонах. Платить же за размещение бытового мусора не нужно.