Сайт журнала «Учет в учреждении» |
* Утверждены приказом ФНС России от 21 июля 2011 г. № ММВ-7-2/457 (зарегистрирован в Минюсте России 19 сентября 2011 года).
По результатам проверки акт составляется не всегда
На основании акта налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) инспекции в основном и принимает решение о привлечении учреждения к ответственности.
Помимо этого акт информирует организацию о предварительных результатах проверки и служит основой для составления возражений (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Акт налоговой проверки будет обязательно составлен по результатам выездной налоговой проверки – статья 100 Налогового кодекса РФ. Причем даже в том случае, когда нарушений налогового законодательства не выявлено.
Не имеет значения, выявлена ли недоимка по проверяемому налогу или нет. Главное – наличие факта нарушения (несвоевременное представление налоговой декларации, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и т. д.). Отметим, что инспектор должен составить акт даже тогда, когда выявлена переплата (п. 1.9 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@, далее – Требования).
А вот при проведении камеральной проверки его составят, только когда обнаружены факты нарушения налогового законодательства (п. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2011 г. № 14883/10, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09).
Если инспектор не составит акт тогда, когда это требуется, а сразу вынесет решение, то оно может быть признано недействительным (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ, постановления ФАС Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, ФАС Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).
Акт должен быть составлен в определенные сроки
По результатам выездной налоговой проверки акт составляется в течение двух месяцев со дня, кода будет выписана справка о проведенной выездной налоговой проверке. Основание – пункт 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ.
Что касается камеральной проверки, то акт должен быть составлен в течение 10 дней после ее окончания.
Экземпляр акта налоговики должны вручить учреждению или его представителю в течение пяти дней с момента его составления (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Данный срок отсчитывается со дня, следующего за днем составления акта (п. 2 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).
Причем эти сроки исчисляются в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). Акт вручается учреждению под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения акта (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Если организация уклоняется от его получения, то этот факт налоговики отразят в акте (п. 1.13 Требований). Сам документ потом будет отправлен по почте заказным письмом.
В данном случае датой вручения этого акта признается шестой день, который отсчитывается со дня его отправки.
При этом течение срока начинается со дня, следующего за днем отправки такого письма (п. 2 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).
Иногда налоговики запаздывают с представлением акта и отправляют его по почте даже в том случае, если учреждение не уклонялось от его получения. А учитывая плохую работу почты, учреждение может пропустить сроки для подачи возражений. Ведь не исключено, что оно получит документ через неделю или позже...
Эту проблему рассмотрел Пленум ВАС РФ в своем проекте «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ».
Из пункта 30 проекта следует, что акты, отправленные по почте, считаются полученными по истечении шести дней только в том случае, если в них есть запись о невозможности их вручения или уклонения учреждения от получения.
Если же такой записи там не будет, это может свидетельствовать о несоблюдении проверяющими норм Налогового кодекса РФ, что является основанием для признания решения инспекции недействительным.
Факты, указанные в акте, подтверждаются документально
Акт налоговой проверки составляется на русском языке, на бумажном носителе и должен иметь сквозную нумерацию.
Форма акта как камеральной, так и выездной проверки утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.
Исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть указаны в акте, а также подробные правила их отражения закреплены в пунктах 1.8.1, 1.8.2, 1.9 и 2.2 Требований.
К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, – пункт 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ.
Однако налоговики долгое время отказывались прикладывать данные бумаги. Ведь из пункта 1.15 Требований следовало, что материалы выездной проверки и документы, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, являются документами для служебного пользования.
В связи с возникшими противоречиями ВАС РФ признал пункт 1.15 Требований недействующим (решение от 24 января 2011 г. № ВАС-16558/10).
На основании данного решения налоговое ведомство издало приказ от 21 июля 2011 г. № ММВ-7-2/457@, в котором признало пункт 1.15 Требований утратившим силу.
Поэтому теперь налоговики не смогут отказать в представлении подтверждающих документов. Акты же, к которым такие документы не будут приложены, признаются недействительными.
Приказ № ММВ-7-2/457 внес дополнения в пункт 1.13 Требований. Теперь в нем перечислено, какие документы вместе с актом выездной налоговой проверки вручаются учреждению. Это документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, а также ведомости, таблицы и иные материалы, в которых сгруппированы выявленные факты однородных массовых нарушений. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ в пункте 1.13 Требований также предусматривается, что документы, содержащие охраняемую законом тайну, прилагаются к акту проверки в виде заверенных инспекцией выписок.
А вот документы, полученные налоговиками от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту не прилагаются.