Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сколько НДФЛ теперь удерживать с работника — новые примеры от ФНС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Рекомендации по установлению систем оплаты труда

9 февраля 2012 18 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Общие правила

Итак, в целях обеспечения единых подходов к оплате труда работников бюджетной сферы решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год. Рекомендации по установлению систем оплаты труда разработаны в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ. Напомним, что данная статья регламентирует общие вопросы установления заработной платы. По общему правилу, установленному данной статьей, заработная плата работнику определяется трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда.

Кроме того, статьей 135 Трудового кодекса РФ определено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную думу Федерального собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Рекомендации адресованы в первую очередь Правительству РФ, органам государственной власти российских регионов, а также органам местного самоуправления. Они должны учитывать положения, содержащиеся в Рекомендациях, при определении объемов финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений, а также при разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников данных учреждений. Это отмечено в разделе I Рекомендаций. Всего одиннадцать разделов.

Рекомендации должны учитываться и трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2012 году.

Принципы формирования оплаты труда

Они сформулированы в разделе II. К числу таковых отнесены, в частности, следующие принципы:

  • недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (субъектов РФ) и органов местного самоуправления;
  • обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
  • обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;
  • обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Нормы и условия оплаты труда

Раздел III Рекомендаций содержит перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В нем установлено, что обязательными для применения на территории Российской Федерации являются следующие нормы и условия оплаты труда:

  • минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, порядок установления размера минимальной заработной платы в субъекте РФ;
  • включение в трудовой договор с работником (дополнительное соглашение) условий оплаты труда, в том числе фиксированного размера тарифной ставки (оклада), установленных ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера;
  • размеры районных коэффициентов (коэффициентов) и порядок их применения, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями и порядок их выплаты, устанавливаемые Правительством РФ;
  • размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным указанными справочниками).

Система оплаты труда

Следующий, IV раздел Рекомендаций посвящен системе оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Так, предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предусмотрен ряд условий, которые должны быть учтены при установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Так, в частности, установление и изменение оплаты труда должно осуществляться с учетом:

  • создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом в повышении качества оказываемых услуг;
  • достигнутого уровня оплаты труда;
  • обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
  • мнения профсоюзов.

Наиболее подробно Рекомендации рассматривают вопросы, связанные с системами оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (раздел V) и работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений (раздел VIII).

Зарплата руководителей

Отдельный раздел Рекомендаций касается систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.

В частности, четко оговорено, что заработная плата данных лиц состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Руководителям федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений должностной оклад, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются учредителем данного учреждения.

Также предусмотрено, что должностной оклад руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения определяется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) и устанавливается в размере, не превышающем 5-кратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности.

Данные перечни утверждаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В настоящее время таким органом является Минздравсоцразвития России.

Особо отмечено, что федеральные органы исполнительной власти (государственные органы) – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и казенные учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.

Размеры выплат стимулирующего характера руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений следует определять с учетом соблюдения принципа оптимального соотношения уровня средней заработной платы руководителей и работников учреждений.

Что же касается заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений, то должностные оклады указанных лиц устанавливаются работодателем на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Другие условия оплаты труда заместителей руководителей и главбухов устанавливаются коллективными договорами, локальными актами учреждений.

Отраслевые нюансы оплаты труда

Заключительные разделы Рекомендаций посвящены особенностям формирования систем оплаты труда работников, обусловленным сферами их деятельности. Так, к примеру, IX раздел Рекомендаций предусматривает особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а X раздел – работников учреждений здравоохранения.

Оплата труда педагогических работников

Так, при формировании систем оплаты труда педагогов органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений должны, в частности, учитывать ряд нюансов. А именно, в трудовом договоре, заключаемом с педагогическим работником, обязательно должны быть четко прописаны условия оплаты его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Особо обращено внимание на то, что фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико/часа, дето/часа) либо включать в себя выплаты, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и с другими видами дополнительной работы, а также выплаты за преподавательскую (педагогическую) работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку заработной платы.

Зарплата медицинских работников

Говоря об особенностях формирования систем оплаты труда медицинских работников, отметим, что для того чтобы мотивировать их повышать квалификацию и в целях обеспечения единых подходов при оплате труда работников, рекомендуется в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ не допускать различий в размерах должностных окладов, в повышающих коэффициентах либо в надбавках стимулирующего характера для медицинских работников, имеющих один и тот же уровень квалификации, в том числе одну и ту же квалификационную категорию.

Оплата труда работников культуры

Последний, XI раздел Рекомендаций посвящен особенностям формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

В частности, определено, что работникам художественного и артистического персонала, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут устанавливаться индивидуальные условия и размеры оплаты труда, превышающие условия и размеры оплаты труда работников, предусмотренные положением по оплате труда учреждения по занимаемой должности.

Важно запомнить

В связи с тем, что законодательно разграничены полномочия по установлению размеров и условий оплаты труда между федеральными, региональными и местными органами власти, единые рекомендации помогут обеспечить единый подход к оплате труда работников бюджетной сферы.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка