Сайт журнала «Учет в учреждении» |
* Письма ФНС России от 5 июня 2012 г. № ЕД-4-3/9209, Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-03-10/46.
Нормативное регулирование
В соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса РФ неустойка (штраф, пени) – это один из способов обеспечения исполнения обязательств. Согласно пунктам 9 и 11 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), в контракт включается обязательное условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренного в нем обязательства.
Положения статьи 9 Закона № 94-ФЗ следует учитывать и при определении величины неустойки. Так, ее размер для поставщика (исполнителя, подрядчика) составляет не менее 1/300 ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты неустойки, а для заказчика – 1/300 ставки рефинансирования.
Минфин России в письме от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959 сделал акцент на том, что условиями контракта может быть предусмотрена уплата неустойки в конкретном объеме, но не ниже размера, определенного Законом № 94-ФЗ.
Прекращение обязательства зачетом
Специалисты ФАС России письмом от 23 мая 2011 г. № ИА/19716 разъяснили, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
Иными словами, антимонопольное ведомство предложило казенному учреждению осуществлять частичное прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования (ст. 410 Гражданского кодекса РФ). Однако такой алгоритм действий вовсе не исключает возможность разногласий.
Для прекращения обязательства зачетом требования должны быть встречными, однородными и реально существующими.
Неустойка по своей правовой природе – способ обеспечения исполнения обязательств и может быть оспорена как по основанию возникновения, так и по размеру, в том числе уменьшена судом в порядке статьи 333 Гражданского кодекса РФ. Значит, поскольку требование о зачете санкции не является бесспорным, оно не может быть направлено к зачету долга. Этот подход подробно аргументирован постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27 апреля 2010 г. по делу № А82-8771/2009, которое ВАС РФ оставил в силе определением от 25 октября 2010 г. № ВАС-11202/10.
Минэкономразвития России в письме от 1 августа 2011 г. № Д02-5952 также указало, что письма федеральных органов исполнительной власти носят рекомендательный характер и не являются обязательными для правоприменителя.
С другой стороны, в постановлении ФАС Центрального округа от 16 февраля 2010 г. № Ф10-6097/09 сказано, что действующее законодательство не содержит императивного запрета устанавливать в договоре условие уплаты неустойки путем ее удержания из суммы, подлежащей оплате заказчиком по договору.
Неустойка – доход муниципального образования
Если средства в виде неустойки, возникшей из заключенного муниципального контракта, перечисляются в доходную часть бюджета муниципального образования, то они признаются доходом муниципального образования, а не казенного учреждения, и согласно статье 246 Налогового кодекса РФ не учитываются в составе налогооблагаемых доходов.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса РФ, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования. Учитывая это и абзац 5 пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. Поэтому ни доходов, ни обязанности уплатить налог на прибыль с сумм неустойки у казенного учреждения не возникает.
Такой подход согласуется с позицией, изложенной в письмах ФНС России от 5 июня 2012 г. № ЕД-4-3/9209, Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-03-10/46.
Порядок учета неустойки
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, начисленные и поступившие в доход бюджета суммы неустойки, пеней, штрафов по госконтракту (на основании актов) учитывают подведомственные главному администратору доходов администраторы согласно соответствующему правовому акту.
Рассмотрим на примере операции по исполнению обязательств по госконтракту, а также по предъявлению и исполнению требований по уплате неустойки, штрафов и пеней.
Пример
Казенное учреждение, которое является администратором доходов бюджета, заключило с ООО «РиК» муниципальный контракт на поставку оргтехники на сумму 1 000 000 руб. Срок поставки – 1 июня 2012 года.
Условиями контракта предусмотрена неустойка за нарушение срока поставки в размере 1/300 ставки рефинансирования.
Проводки бухгалтера казенного учреждения по получению лимитов бюджетных обязательств и обязательств по заключенному контракту будут такими:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены казенным учреждением лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года |
1 501 15 310 «Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по приобретению основных средств» |
1 501 13 310 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по приобретению основных средств» |
1 000 000 |
Приняты обязательства согласно заключенному госконтракту |
1 501 13 310 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по приобретению основных средств» |
1 501 11 310 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по приобретению основных средств» |
1 000 000 |
ООО «РиК» поставило оргтехнику с нарушением сроков 16 июля 2012 года. По указанию Банка России от 23 декабря 2011 г. № 2758-У ставка рефинансирования составляет 8 процентов. Таким образом, сумма неустойки равна 12 000 руб. (1 000 000 руб. x 45 дн. x 1/300 x 8%).
Далее есть два варианта оформления ситуации в бухучете в зависимости от того, кто перечисляет неустойку.
Вариант № 1. Неустойку перечисляет само казенное учреждение. В июле 2012 года при получении основных средств (оргтехники) бухгалтер запишет:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Предъявлена ООО «РиК» неустойка за нарушение сроков поставки |
1 205 41 560 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия» |
1 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» |
12 000 |
Получены основные средства (оргтехника) |
1 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения» |
1 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» |
1 000 000 |
Принято денежное обязательство по оплате согласно госконтракту в сумме произведенной поставки |
1 502 11 310 «Принятые обязательства текущего года по приобретению основных средств» |
1 502 12 310 «Принятые денежные обязательства текущего года по приобретению основных средств» |
1 000 000 |
Перечислена с лицевого счета получателя бюджетных средств в доход бюджета сумма неустойки, удержанная в счет исполнения обязательств |
1 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» |
1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств» |
12 000 |
Поступила в доход бюджета сумма неустойки |
1 210 02 140 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия» |
1 205 41 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» |
12 000 |
Оплачено обязательство по госконтракту (в сумме неисполненных денежных обязательств) |
1 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» |
1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств» 988 000 (1 000 000 – 12 000) |
Вариант № 2. Неустойку перечисляет сторона по договору.
По общему правилу средства, предназначенные к зачислению в доход бюджета, отражают на лицевом счете администратора соответствующих доходов бюджета без предварительного зачисления на лицевые счета получателей бюджетных средств (по бюджетной деятельности).
В нашем случае один из вариантов – перечисление контрагентом неустойки в доход бюджета на основании реквизитов учреждения. Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н) и пунктам 78, 91, 120 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, в учете учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, может быть записано:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен администрируемый доход бюджета в сумме неустойки* – предъявлена ООО «РиК» неустойка за нарушение сроков поставки |
1 205 41 560 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия» |
1 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» |
12 000 |
Поступила в доход бюджета сумма неустойки по муниципальному контракту |
1 210 02 140 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия» |
1 205 41 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» |
12 000 |
Бухгалтер казенного учреждения в июле 2012 года при получении оргтехники и проведении окончательных расчетов сделал в учете следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступило основное средство (оргтехника) |
1 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения» |
1 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» |
1 000 000 |
Принято денежное обязательство по оплате согласно госконтракту в сумме произведенной поставки |
1 502 11 310 «Принятые обязательства текущего года по приобретению основных средств» |
1 502 12 310 «Принятые денежные обязательства текущего года по приобретению основных средств» |
1 000 000 |
Оплачено обязательство по муниципальному контракту (в сумме неисполненных денежных обязательств) |
1 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» |
1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств» |
1 000 000 |
Важно запомнить
Если средства в виде неустойки, возникшей из заключенного госконтракта, перечисляются в доходную часть бюджета муниципального образования, то они не учитываются в составе налогооблагаемых доходов казенного учреждения.
Читайте также: 18210202140060000160 КБК: пени