Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Менеджер по закупкам ездит за товаром на своем автомобиле. От договора аренды он отказался — ему бы не хотелось, чтобы автомобиль перешел в распоряжение организации. С менеджером заключено соглашение об использовании автомобиля, предусматривающее выплату компенсации. Подскажите, пожалуйста, нужны ли путевые листы, чтобы включить компенсацию в расходы?
Отзыв на статью «Юридические тонкости, связанные с использованием личного имущества в служебных целях». Рады, что статья показалась вам полезной. Действительно, в данном случае наиболее выгодный способ для налогообложения организации — заключить договор аренды. Тогда, если документ составлен соответствующим образом, в расходах удастся учесть не только арендную плату, но и другие затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля (стоимость ГСМ, обслуживания, ремонта и т. д.). При этом автомобиль переходит во временное владение и распоряжение работодателя и руководитель организации вправе его потребовать по служебной надобности даже в выходной. Понятно, что сотрудника это не устраивает.
Вами выбрано соглашение об использовании имущества и компенсации расходов. В соответствии с ним организация обязана выплачивать сумму, указанную в соглашении. К тому же придется возмещать расходы на автомобиль, понесенные работником в интересах производства. Правда, при наличии такого условия в соглашении.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ вы сможете списать в расходы только компенсацию. Причем не полностью, а в пределах нормы, установленной постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Деньги небольшие, и, несмотря на это, включить в налоговую базу какие-то дополнительные выплаты (в том числе за ГСМ) не получится. Однако все равно рекомендуем оформлять путевые листы. При упрощенной системе учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно путевой лист подтвердит, что машина использовалась в рабочих поездках. Вместе с тем организациям, которые не специализируются на автотранспортных услугах, заполнять его ежедневно не обязательно. Можно раз в неделю или даже в месяц. Главное, чтобы были указаны все маршруты. Такого же мнения придерживается Минфин (см., например, письмо от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77).