Недавно было объявлено, что аттестат «Главбуха» получат те участники второго этапа, которые правильно ответили на 6 и более вопросов из 15. Первая реакция бухгалтерского сообщества была такой: слишком низкая планка. Но когда участники начали узнавать свои результаты, то оказалось, что очень немногие взяли эту высоту. Мы решили разобраться, почему так получилось.
Сложности от «Главбуха»
Пока на сайте www.glavbukh.ru не начали появляться результаты, в бухгалтерских форумах о тесте второго этапа аттестационной программы некоторые высказывались примерно следующим образом: «Не так страшен черт, как его малюют! Ничего сложного не было, часа на выполнение 15 заданий более чем достаточно». Другие осторожно замечали: «Многие задачи на первый взгляд казались довольно простыми. Но стоило внимательнее прочитать условие и задуматься над ситуацией, и ответ уже не был очевиден».
Итоги по городам, в которых прошел экзамен, показали, что вторая точка зрения ближе к истине. Во всяком случае, с налогообложением – областью, которая наиболее подвержена законодательным изменениям, – неважно справились очень многие участники.
Ситуацию комментирует специалист, принимавший непосредственное участие в разработке тестовых заданий.
Юдин Андрей Викторович, директор клуба «Главбух», член аттестационной комиссии
– Это очень неплохой результат – 6 правильных ответов. Даже при такой «низкой» планке право на аттестат получили лишь 20 процентов из тех, кто регистрировался перед первым этапом программы. Это люди, которые обладают отличными знаниями по сравнению со многими своими коллегами. И они действительно имеют право на документ, который подтверждает их высокий профессиональный уровень.
А верно решить все 15 заданий второго этапа в столь жестких условиях, которые созданы для участников, было практически невозможно. Тест, который мы приготовили для очного экзамена, чрезвычайно сложный. Причем сложность как раз состояла в кажущейся простоте вопросов. Дело в том, что все четыре варианта ответов, предложенных для каждой задачи, выглядели очень правдоподобно. Но три из них – подчеркиваю – только казались такими. Мы неоднократно предупреждали участников: обратите внимание на каждое, даже вскользь упомянутое, обстоятельство в условиях задачи. Проштудируйте все последние изменения в законодательстве. Не используйте лишь метод исключения...
И все же многие выбирали первый же «как будто очевидный» ответ и с легкой душой переходили к следующему заданию. Впрочем, согласитесь, в жизни именно так и бывает. Бухгалтер никогда не принимает заведомо неправильное, необдуманное решение. Просто ему кажется, что он поступил верно, а потом – увы – доначисления, санкции. Поэтому я хочу еще раз обратиться к тем бухгалтерам, которым экзамен только предстоит: будьте предельно внимательны, помните о кажущейся легкости вопросов.
А у составителей теста, между прочим, изначально была такая установка: правильно ответить на все вопросы без вспомогательных материалов, только с калькулятором и за 60 минут – это, так сказать, на грани человеческих возможностей. И все же такие суперспециалисты нашлись – правда, всего восемь человек. Признаем: это настоящие эрудиты в области бухгалтерского учета, налогообложения и права. И я от всей души поздравляю их со столь высоким результатом. Эти люди достойны всеобщего уважения.
Сложности от законодателей
Трудные задания не единственная причина, по которой правильно ответить на все 15 вопросов почти нереально. Законодательство меняется часто, а спорные моменты чиновники разъясняют далеко не регулярно, а иногда и запутывают бухгалтеров. Впервые об этой проблеме заявила главный редактор «Главбуха» Марина Евгеньевна Жарковская на пресс-конференции по итогам первого этапа аттестации.
Подтверждением этого стал и опрос бухгалтеров, недавно проведенный нашими коллегами из журнала «Документы и комментарии». Тема опроса – обращение в официальные органы с частными запросами. За 18 дней (с 10 по 28 апреля) было получено 2034 ответа. И очень немногие бухгалтеры остались довольны как самим общением с чиновниками, так и их разъяснениями .
Опрос журнала «Документы и комментарии» проводился в период с 10 апреля по 28 апреля 2006 года. Его целью было выяснить, насколько оперативно и качественно официальные органы отвечают на частные вопросы граждан.
В опросе приняло участие 2034 человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Обращались ли вы с запросом в Минфин или другое ведомство по спорным вопросам налогообложения и/или бухгалтерского учета?
- обращался в Минфин - 26 %;
- обращался в другое ведомство – 30 %;
- не обращался – 44 %.
Насколько быстро чиновники ответили на ваш вопрос?
- очень быстро получил ответ – 0 %;
- ответ получил в разумные сроки – 31 %;
- очень долго пришлось ждать ответа – 40 %;
- не получил ответа вовсе – 29 %.
Удовлетворены ли вы ответом?
- да, ответ полностью разъяснил спорный момент - 13 %;
- частично, ответ не полностью разъяснил спорный момент - 44 %;
- нет, ответ совсем не прояснил спорный момент - 43 %.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили законодателей и представителей Минфина России.
Васильев Юрий Викторович, председатель комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам
– Минфин по закону должен объяснять те нормы кодекса, которые кажутся налогоплательщикам не вполне понятными. И если бухгалтеры недовольны ответами госорганов, то это проблема, над которой надо работать. В конечном счете более высокое качество разъяснений облегчит работу и фискальных органов. Если плательщики будут заранее знать, как Минфин и Федеральная налоговая служба толкуют неясное положение Налогового кодекса, то споров и конфликтов будет меньше, так как многие учтут официальную позицию.
А сейчас часто штрафуют не за сознательный уход от налогообложения, а только за то, что в спорной ситуации бухгалтер истолковал закон одним образом, а инспектор – другим.
Сорокин Алексей Валентинович, начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
– Статья 34.2 Налогового кодекса РФ обязывает нас давать плательщикам письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. А приказ Минфина России от 7 ноября 2005 г. № 133н предписывает предоставлять материалы, содержащие позицию министерства, средствам массовой информации. Но письма, изданные в ответ на частный запрос конкретного плательщика, – другое дело. Сейчас финансовое ведомство не считает, что у него есть обязанность их публиковать и доводить до всеобщего сведения.
Тем не менее практика публикации писем существует. И опрос, проведенный журналом «Документы и комментарии», явно показывает, что ее надо расширять. Так как ответы министерства бухгалтерам нужны. А разъяснение, данное одному бухгалтеру, будет полезно всем, кто оказался в такой же ситуации.
Мы никогда не откажемся помочь бухгалтерам
Жарковская Марина Евгеньевна, главный редактор журнала «Главбух», председатель аттестационной комиссии
– В принципе, понятно, почему чиновники не рвутся разъяснять проблемные нюансы законодательства. Учреждениям не хватает материальных ресурсов. Но обнародовать ответы на частные запросы можно и через бухгалтерскую периодику. Кстати, этого мнения придерживаются и сами бухгалтеры: по данным «Документов и комментариев», 99,5 процента опрошенных согласны получать информацию из журналов. Мы никогда не отказываемся передавать нашим читателям важные для них сведения. И даже сами составляем запросы в Минфин исходя из писем, которые пришли в редакцию. По-моему, важно желание чиновников помочь налогоплательщикам. А всем известно, с каким отношением сталкивается бухгалтер в налоговой инспекции. Поэтому львиную долю разъяснительной работы берем на себя мы. Причем с удовольствием!
Темы: