В рамках акции экспертная поддержка предоставляет ответ только на один вопрос.
Требования к перечню документов, необходимых для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, аналогичны для получении правового статуса индивидуального предпринимателя:
1.Подписанное главой КФХ заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по форме №Р21002
2) Копия паспорта (или документа его заменяющего)
3) Квитанция об уплате государственной пошлины (сумма пошлины при создании КФХ аналогична плате за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя и также сейчас составляет 800 рублей).
4) если КФХ создается двумя и более лицами, необходимо соглашение о его создании, которое должно содержать полный перечень сведений указанных в пункте 2 статьи 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
5) ИФНС могут еще затребовать копии документов, подтверждающих родственную связь членов КФХ.
Регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского фермерского хозяйства) осуществляется по месту регистрации гражданина, это не препятствует Вам вести свою деятельность в любом месте на территории Российской Федерации, в законодательстве (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ и ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ) такого запрета нет.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя
Чтобы вести предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, физическому лицу необходимо зарегистрироваться в этом статусе (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Регистрацию проводит ФНС России в лице ее территориального органа (налоговой инспекции). Инспекция вносит запись о регистрации в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), после чего выдает физическому лицу (заявителю) документы, подтверждающие факт регистрации.
Чтобы пройти регистрацию, заявитель должен представить в инспекцию установленный законодательством комплект документов. При этом важно соблюсти требования, предъявляемые к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы подаст не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При направлении документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет внести запись в ЕГРИП. Наконец, в случае представления неполного комплекта документов инспекция будет вправе отказать в регистрации.
Какие документы нужно представить для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя
Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, в налоговую инспекцию необходимо подать следующие документы.
Обоснование
Перечень представляемых документов установлен в пункте 1 статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Этот же перечень приведен в пункте 30 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент предоставления услуги по госрегистрации), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.
1. Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Порядок заполнения заявления установлен в разделе XIV Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования к оформлению документов), утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@.
Нужно ли заверять у нотариуса подпись лица на заявлении о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.
Подпись на заявлении заверять не нужно в каждом из следующих случаев:
- заявитель лично подает документы непосредственно в инспекцию и одновременно представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 4 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
- заявитель лично подает документы через многофункциональный центр и одновременно представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 4 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
- заявитель направляет через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).
Какие сведения о кодах по ОКВЭД нужно указать при заполнении заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
В листе А заявления необходимо указать сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Фактически в этом листе заявитель предоставляет информацию о том, какими видами предпринимательской деятельности он намерен заниматься.
Каждый такой вид имеет свой код (набор цифр) в соответствии с классификатором, принятымпостановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.
Заявителю необходимо указать код основного вида деятельности и коды дополнительных видов деятельности. Причем каждый код должен состоять не менее чем из четырех цифр, то есть согласно методу классификации обозначать группу видов деятельности, а не только класс или подкласс (п. 2.16.1, 14.11Требований к оформлению документов). К примеру, лицу, намеренному вести предпринимательскую деятельность в сфере здравоохранения, недостаточно будет указать код 85 (здравоохранение и предоставление социальных услуг). В такой ситуации потребуется конкретизировать вид деятельности, указав, например, код 85.13 (стоматологическая практика).
Заявитель может указать неограниченное количество кодов дополнительных видов деятельности. Если свободных граф на листе А окажется недостаточно, можно будет заполнить несколько таких листов (п. 2.16.2, 14.11 Требований к оформлению документов).
Если заявитель лишь предполагает (но не знает наверняка) о том, что он будет вести тот или иной вид деятельности (например, оказывать ветеринарные услуги), код этого вида (к примеру, 85.20) все равно имеет смысл указать в разделе «Коды дополнительных видов деятельности». Если этого не сделать, то в ситуации, когда предприниматель начнет осуществлять такой вид деятельности, придется потратить время на внесение изменений в ЕГРИП.
2. Документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, абз. 4 п. 53 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации). В качестве такого документа выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными – абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или «Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
Обязательно ли при регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины
Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.
Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).
Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).
Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об уплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.
3. Копия паспорта гражданина Российской Федерации – физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя.
Обоснование
В подпункте «б» пункта 1 статьи 22.1 Закона о государственной регистрации приведен термин «копия основного документа». В качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории России, выступает паспорт гражданина Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828).
Внимание! Если паспорт заявителя не содержит отметки об адресе места его жительства, в инспекцию необходимо представить дополнительный документ.
Бывают ситуации, когда паспорт заявителя не содержит данных об адресе места его жительства, в частности, не конкретизирует сведения, которые должны быть включены в ЕГРИП (подп. «д» п. 2 ст. 5 Закона о государственной регистрации):
- наименование субъекта РФ;
- наименование района;
- наименование города (иного населенного пункта);
- наименование улицы;
- номер дома и квартиры.
Обоснование
Возможное отсутствие таких сведений в паспорте объясняется тем, что ранее (до 25 ноября 2010 года) в качестве подтверждения факта регистрации по месту жительства территориальный орган ФМС России мог выдать свидетельство, не проставляя отметку в паспорте (п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (в редакции постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 688), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713).
25 ноября 2010 года вступили в силу изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 885. Согласно изменениям, свидетельство о регистрации по месту жительства выдают теперь только лицам, не достигшим 14-летнего возраста. Для остальных граждан России факт регистрации по месту жительства подтверждает исключительно отметка в паспорте.
Лицу, имеющему такой паспорт, необходимо представить в налоговую инспекцию не только копию паспорта, но и дополнительный документ, подтверждающий адрес места жительства, – копию или подлинник свидетельства о регистрации по месту жительства (подп. «ж» п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации).
Если заявитель не представит документ, содержащий данные об адресе места жительства, инспекция откажет в регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пример из практики: При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявитель представил копию паспорта, не содержащего оттиска штампа о регистрации по месту жительства. Налоговая инспекция отказала в регистрации, сославшись на то, что заявитель не подал документ, подтверждающий адрес места жительства. Суд согласился с выводом инспекции
Гражданин Л. (заявитель) обратился в налоговую инспекцию для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и представил следующие документы:
- заявление о государственной регистрации по форме № Р21001;
- документ об уплате государственной пошлины;
- копию паспорта;
- справку из колледжа с информацией о том, что гражданин Л. имеет постоянное место жительства в комнате общежития, закрепленного за колледжем.
Инспекция отказала в регистрации, сославшись на то, что заявитель представил не все необходимые документы (подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).
Не согласившись с выводом инспекции, гражданин Л. обратился в суд с требованием о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Суд установил, что паспорт заявителя не содержал отметки о регистрации по месту жительства. Следовательно, заявитель должен был представить в инспекцию дополнительный документ, подтверждающий адрес места жительства (подп. «ж» п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации). В качестве такого документа, по мнению суда, может выступать свидетельство о регистрации по месту жительства.
Суд посчитал, что справка из колледжа не подтверждает факт проживания гражданина Л. в общежитии по следующим причинам:
- печать на справке не соответствует действительной печати колледжа;
- справку выдало неуполномоченное лицо;
- на момент представления документов в инспекцию заявитель в общежитии не проживал.
В итоге суд пришел к выводу о том, что заявитель не представил паспорт либо иной документ, содержащий сведения об адресе места жительства. При этом суд обратил внимание на следующее: «Знание места жительства индивидуального предпринимателя имеет особое значение для органов, наделенных контрольными полномочиями, иных лиц, чьи законные права и интересы могут быть затронуты в связи с деятельностью предпринимателя, в том числе потребителей, а также для контрагентов предпринимателя». По этим причинам суд отказал заявителю в удовлетворении требования (постановление ФАС Центрального округа от 22 сентября 2009 г. по делу № А68-1402/09).
Нужно ли заверять у нотариуса копию паспорта (иного документа), представляемую для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя
Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.
Заверять копию не нужно, если выполняются два условия:
- заявитель представляет документы непосредственно в инспекцию;
- заявитель подает вместе с копией паспорта (копией иного документа – паспорта иностранного гражданина, вида на жительство и т. д.) подлинник этого документа.
В этом случае инспекция возвращает подлинник вместе с распиской в получении документов.
Во всех других случаях верность представляемой копии необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке.
Такие правила установлены в пункте 2 статьи 22.1 Закона о государственной регистрации.
Вправе ли заявитель представить в инспекцию нотариально заверенную копию паспорта, не действующего на момент подачи документов в инспекцию (например, копию утраченного паспорта)
Нет, не вправе.
Заявитель должен представить в инспекцию копию действующего паспорта. В заявлении о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо указать актуальные паспортные данные. Регистрация на основании данных недействительного (утраченного) паспорта, то есть без установления личности заявителя, не соответствует требованиям Закона о государственной регистрации (постановление ФАС Московского округа от 5 декабря 2012 г. по делу № А40-20162/12-147-188).
Если заявитель подаст в инспекцию копию паспорта, который утратил силу и заменен на другой паспорт,инспекция откажет в регистрации (подп. «к» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Причем довод заявителя о том, что копия паспорта заверена в нотариальном порядке, инспекция вряд ли примет во внимание.
Даже если заявителю удастся зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, возникнет риск того, что впоследствии третьи лица (в т. ч. прокурор) обжалуют решение инспекции о регистрации.
Пример из практики: Суд признал недействительным решение инспекции о регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку это лицо представило для регистрации копию утраченного паспорта и инспекция знала о факте такой утраты
Гражданин М. (заявитель) представил в налоговую инспекцию комплект документов для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Инспекция провела регистрацию и выдала заявителю соответствующее свидетельство.
Посчитав регистрацию незаконной, первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным. Заместитель прокурора сослался на то, что гражданин М. представил в инспекцию копию утерянного паспорта.
Инспекция пояснила, что Закон о государственной регистрации не наделяет налоговые органы правом проверять достоверность представляемых заявителями документов. На момент регистрации гражданина М. в качестве индивидуального предпринимателя у инспекции отсутствовали сведения об утрате заявителем своего паспорта.
Суд установил, что гражданин М. представил в инспекцию нотариально заверенную копию паспорта, который на момент подачи документов был утерян и взамен которого был выдан новый паспорт. Причем инспекция располагала информацией о том, что ранее гражданин М. обращался в органы внутренних дел с заявлением об утрате паспорта. Следовательно, основания для регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя у инспекции отсутствовали.
Кроме того, суд установил, что удостоверительная надпись нотариуса, проставленная на копии паспорта, не содержит указания на паспортные данные гражданина М. Это свидетельствует о нарушении правил, установленных в статьях 42, 80 основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1. Следовательно, инспекция должна была отказать в принятии такой копии паспорта и потребовать представления его оригинала либо надлежаще заверенной копии.
В итоге суд признал решение о регистрации гражданина М. в качестве индивидуального предпринимателя недействительным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2010 г. по делу № А69-509/2010).
Заявитель – иностранный гражданин. Какие документы ему необходимо представить вместо копии паспорта гражданина Российской Федерации
Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранный гражданин должен представить:
- копию паспорта иностранного гражданина или копию иного документа, признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (подп. «в» п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; далее – Закон о правовом положении иностранных граждан);
- копию документа, подтверждающего право иностранного гражданина постоянно или временно проживать в Российской Федерации (подп. «е» п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации).
Подтверждением того, что иностранный гражданин вправе постоянно проживать в России, является вид на жительство (абз. 8 п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).
В качестве документа, подтверждающего право временно проживать в Российской Федерации, выступает разрешение на временное проживание. Его оформляют в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан,п. 94 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 214; далее – Административный регламент предоставления услуги по выдаче разрешения на временное проживание).
Следовательно, иностранному гражданину, временно проживающему в России, достаточно представить для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишь копии страниц паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), включая копию страницы с отметкой о разрешении на временное проживание.
Заявитель – лицо без гражданства. Какие документы ему необходимо представить вместо копии паспорта гражданина Российской Федерации
Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо без гражданства должно представитькопию документа, удостоверяющего личность этого лица в Российской Федерации (подп. «г» п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации).
Закон относит к документам, удостоверяющим личность лица без гражданства, следующие документы (п. 2 ст. 10 Закона о правовом положении иностранных граждан):
- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- разрешение на временное проживание;
- вид на жительство;
- иной документ, предусмотренный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
Кроме того, заявителю необходимо представить копию документа, подтверждающего право физического лица постоянно или временно проживать в России (подп. «е» п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации).
В качестве такого документа выступает вид на жительство (абз. 8 п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Поскольку вид на жительство удостоверяет также и личность лица без гражданства, заявителю удобнее и проще подать один документ (копию вида на жительство) вместо двух (например, вместо копии документа, выданного иностранным государством, и копии вида на жительство).
Подтверждением того, что лицо без гражданства вправе временно проживать в России, является разрешение на временное проживание (абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Если у заявителя имеется документ, удостоверяющий личность, то разрешение на временное проживание оформляют в виде отметки в этом документе. В такой ситуации заявителю достаточно представить для регистрации копии страниц документа, удостоверяющего личность, включая копию страницы с отметкой.
Если заявитель не имеет документа, удостоверяющего личность, разрешение на временное проживание ему выдают в виде отдельного документа (п. 95 Административного регламента предоставления услуги по выдаче разрешения на временное проживание). Именно такое разрешение понадобится представить для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
Может ли несовершеннолетнее лицо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя
Да, может, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- несовершеннолетний вступил в брак;
- несовершеннолетнего объявили полностью дееспособным (произошла эмансипация);
- несовершеннолетний получил согласие на ведение предпринимательской деятельности.
В каждом из этих случаев при регистрации в налоговую инспекцию нужно представить дополнительный документ.
Вступление в брак
Если гражданин, не достигший 18 лет, вступает в брак, то он приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Следовательно, он автоматически получает право обратиться в налоговую инспекцию для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Закон позволяет несовершеннолетнему вступить в брак, если одновременно выполняются следующие условия (п. 2 ст. 13 СК РФ):
- он достиг возраста 16 лет;
- имеются уважительные причины для вступления в брак;
- лица, желающие вступить в брак, обратились в орган местного самоуправления по их месту жительства с просьбой дать разрешение на заключение брака;
- такое разрешение получено.
Кроме того, закон субъекта РФ может разрешать вступление в брак и до достижения 16-летнего возраста (абз. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ). Правда, нужно учитывать, что для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявителю в любом случае должно быть не менее 14 лет.
Эмансипация
Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если он (п. 1 ст. 27 ГК РФ):
- достиг возраста 16 лет и при этом
- работает по трудовому договору, в том числе по контракту.
Обоснование
Закон предусматривает еще одно основание для эмансипации – факт ведения несовершеннолетним лицом предпринимательской деятельности с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Однако в этом случае подразумевается, что лицо уже зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, в такой ситуации эмансипацию нет смысла рассматривать как основание для обращения в налоговую инспекцию с целью регистрации в качестве предпринимателя.
Решение об эмансипации принимает (абз. 2 п. 1 ст. 27 ГК РФ):
- орган опеки и попечительства (если есть согласие обоих родителей несовершеннолетнего на объявление его полностью дееспособным);
- суд (если согласие родителей отсутствует).
Согласие на ведение предпринимательской деятельности
Такое согласие дают:
- родители несовершеннолетнего;
- его усыновители;
- его попечитель.
Это следует из пункта 1 статьи 27 Гражданского кодекса РФ.
Согласие на ведение предпринимательской деятельности можно получить в случае, если лицу исполнилось 14 лет.
Обоснование
Закон не конкретизирует, с какого именно возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей или других законных представителей.
Однако анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что лицу, намеренному зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, должно быть не менее 14 лет.
Во-первых, ведение предпринимательской деятельности вписывается (и то лишь частично) в рамки статьи 26 Гражданского кодекса РФ, то есть когда лицо находится в возрасте от 14 до 18 лет. В более раннем возрасте лицу запрещено совершать действия, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 28 ГК РФ).
Во-вторых, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо представить копию паспорта (подп. «б» п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации). Вместе с тем, паспорт можно получить только с 14-летнего возраста (абз. 2 п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828).
Заявитель – несовершеннолетнее лицо. Нужно ли представлять какие-либо дополнительные документы при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
Да, нужно.
Заявитель, не достигший 18-летнего возраста, должен дополнительно к основному перечню представить в налоговую инспекцию один из следующих документов:
- нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на ведение заявителем предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- копию свидетельства о заключении заявителем брака;
- копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении заявителя полностью дееспособным.
Такие правила установлены в подпункте «з» пункта 1 статьи 22.1 Закона о государственной регистрации.
Может ли возникнуть ситуация, когда при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявителю понадобится представить справку об отсутствии судимости
Нет, не может.
Для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя действительно может потребоваться справка о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка необходима, если заявитель намерен осуществлять вид предпринимательской деятельности, который указан в перечне, утвержденномпостановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 285 (например, деятельность в сфере образования, медицины, социального обслуживания и т. д.).
Однако представлять эту справку в инспекцию заявителю не нужно. Инспекция самостоятельно получает данный документ по межведомственному запросу в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1092.
Такие правила установлены в подпункте «к» пункта 1 статьи 22.1 Закона о государственной регистрации.
Совет
Если при осуществлении предпринимательской деятельности заявитель намерен применять упрощенную систему налогообложения (УСН), то вместе с документами для регистрации в качестве предпринимателя имеет смысл подать уведомление о переходе на УСН.
Обоснование
Закон устанавливает, что срок для подачи уведомления о переходе на УСН начинает течь с момента постановки предпринимателя на учет в налоговом органе, то есть уже после регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Однако на практике уведомление разрешается представить раньше, а именно вместе с комплектом документов, необходимых для регистрации (письмо ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7644@). В частности, форма уведомления, рекомендованная приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@, содержит указание на то, что налогоплательщик может подать уведомление одновременно с документами на регистрацию.
Если заявитель не представит такое уведомление до регистрации, у него будет возможность подать его в течение 30 календарных дней с момента постановки предпринимателя на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Однако удобнее и проще представить уведомление заранее. Это избавит заявителя от необходимости лишний раз обращаться в инспекцию.
Как представить документы для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя
Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, нужно представить комплект необходимых документов в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя (п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации).
Совет
Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС России № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Заявитель может подать документы одним из следующих способов:
1) непосредственно в налоговую инспекцию – лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;
2) в многофункциональный центр – лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;
3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
4) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):
- через сайт ФНС России с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Обоснование
Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пункте 37Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации.
Порядок оформления и представления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.
Наиболее быстрый и надежный способ – представить документы непосредственно в инспекцию. Удобно подавать документы и через Интернет, однако для этого нужно иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Больше всего времени уйдет на подачу документов по почте: инспекция получит их лишь через несколько дней после отправки.
Если заявитель решил представить документы лично, процесс регистрации можно упростить: сначала направить предварительную заявку через специальный сервис сайта ФНС России (электронная подпись для этого не потребуется), а уже затем лично явиться в инспекцию для завершения процедуры регистрации.
В качестве подтверждения того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.
В каком порядке налоговая инспекция выдает расписку в получении документов, представленных для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя
Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.
Если документы представлены непосредственно в инспекцию, то в этот же день расписку выдают на руки заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
При подаче документов в многофункциональный центр заявитель (представитель заявителя по нотариально удостоверенной доверенности) получает расписку от сотрудника центра на руки в день представления документов.
Если документы направлены по почте, инспекция высылает в адрес заявителя письмо, содержащее экземпляр расписки и уведомление о вручении. Письмо направляют по почте не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Наконец, если заявитель направил документы в электронной форме через Интернет, инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет расписку в форме электронного документа. Расписку высылают по адресу электронной почты, указанному заявителем.
Такие правила установлены в пункте 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пунктах 66–69Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации.
Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайтеФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленные документы, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».
Какие документы инспекция выдает по результату регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя
В течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации, п. 15, 16, 77–82 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации):
- зарегистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя;
- отказать в такой регистрации.
При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция выдает свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61003, утвержденной приказом ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 3 п. 15 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРИП не выдают (абз. 3 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).
При отказе в регистрации инспекция выдает решение об отказе в государственной регистрации (п. 4 ст. 23 Закона о государственной регистрации, абз. 4 п. 15 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).
В каких случаях инспекция вправе отказать в регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя
Такое право возникает у инспекции в каждом из следующих случаев (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации):
1) заявитель представил не все документы, необходимые для регистрации;
2) заявитель представил документы в ненадлежащий регистрирующий орган;
3) заявитель не заверил у нотариуса копии представляемых документов и (или) подпись на таких документах (в случае если нотариальная форма обязательна);
4) заявление о государственной регистрации подписало неуполномоченное лицо;
5) заявитель (гражданин Российской Федерации) указал паспортные данные, не соответствующие данным, которые инспекция получила от ФМС России;
6) до внесения записи в ЕГРИП в инспекцию поступил судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрационных действий;
7) на момент подачи документов заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
8) не истек год со дня, когда суд признал заявителя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;
9) не истек год со дня, когда суд принял решение о прекращении в принудительном порядке деятельности заявителя в качестве индивидуального предпринимателя;
10) не истек срок, на который суд лишил заявителя права заниматься предпринимательской деятельностью;
11) заявитель намерен осуществлять вид предпринимательской деятельности, который указан в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 285, и при этом заявитель имеет или имел судимость, подвергается или подвергался уголовному преследованию (за исключением случаев, когда преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против:
- жизни и здоровья;
- свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления);
- половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- семьи и несовершеннолетних;
- здоровья населения и общественной нравственности;
- основ конституционного строя и безопасности государства;
- общественной безопасности.
Инспекция приняла решение о регистрации (об отказе в регистрации) лица в качестве индивидуального предпринимателя. Может ли заявитель потребовать возврата документов, ранее представленных в инспекцию
Нет, не может.
По результату регистрации инспекция выдает только те документы, которые перечислены в пунктах 15 и 84Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации. Требовать выдачи каких-либо иных документов заявитель не вправе.
В частности, нельзя потребовать от инспекции возврата представленных документов: копии паспорта, нотариально удостоверенного согласия родителей на ведение заявителем предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и т. д. Все документы, поданные заявителем для регистрации, остаются в регистрационном деле, причем независимо от принятого инспекцией решения (абз. 6 п. 84 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).
Кроме того, заявитель, представивший документы для регистрации, не вправе потребовать взыскания уплаченной госпошлины в размере 800 руб. Так, статья 333.40 Налогового кодекса РФ оснований для возврата такой пошлины не предусматривает.
Обоснование
Заявитель вправе потребовать возврата части уплаченной госпошлины в случае, если он заплатил больше, чем предусмотрено законом. Например, если заявитель заплатил по ошибке не 800, а 1000 руб., он может потребовать возврата 200 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).
Иные основания для возврата, перечисленные в статье 333.40 Налогового кодекса РФ, на заявителя, представившего документы, не распространяются. В частности, нельзя применить подпункт 2 пункта 1 этой статьи, согласно которому пошлина подлежит возврату в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения. В этом подпункте речь идет только об обращении в судебные органы или в органы, уполномоченные совершать нотариальные действия. На налоговые инспекции действие данного подпункта не распространяется. К тому же, как отметил Девятый арбитражный апелляционный суд впостановлении от 11 ноября 2010 г. № 09АП-25958/2010 по делу № А40-21625/10-146-43, «возвращение заявления не предусмотрено Законом о государственной регистрации».
Как получить документы по результату регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя
В течение одного рабочего дня со дня регистрации (отказа в регистрации) лица в качестве индивидуального предпринимателя инспекция должна выдать заявителю итоговый документ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 6 п. 16 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации). Порядок выдачи различается в зависимости от того, каким способом заявитель представил документы для регистрации.
1. Документы поданы непосредственно в инспекцию либо направлены по почте
В этом случае заявитель получает свидетельство (иной итоговый документ) тем способом, который он указал в заявлении(п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).
Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) должна направить документ почтовым отправлением в адрес заявителя.
Если в заявлении указано «выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности», за документом нужно явиться в инспекцию. Это должен сделать сам заявитель или его представитель по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится представить такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом. Явиться необходимо в тот день и в то время, которые назначил сотрудник инспекции в момент принятия комплекта документов. Если о дате получения итогового документа заявителя не уведомили, за ним нужно явиться на шестой рабочий день после дня принятия комплекта документов инспекцией. Дату принятия можно посмотреть в расписке.
Обоснование
Инспекция должна провести регистрацию (отказать в регистрации) в течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации). Выдать итоговый документ инспекция обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации, то есть максимум на шестой день после принятия комплекта документов (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 6 п. 16 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).
Например, если в расписке указано, что инспекция получила комплект документов 19 июня 2014 года, то принять решение о регистрации она должна до 26 июня, а выдать итоговый документ до 27 июня включительно. Следовательно, за итоговым документом нужно явиться 27 июня.
Документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя поданы непосредственно в налоговую инспекцию либо направлены по почте. При этом заявитель не указал способ получения итогового документа. В каком порядке можно его получить
Итоговый документ заявитель получает по почте.
Дело в том, что документы, способ получения которых не указан, передаются в структурное подразделение инспекции, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции. В результате инспекция направляет документы почтовым отправлением по адресу заявителя, указанному в заявлении о регистрации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, п. 88 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).
2. Документы поданы в многофункциональный центр
За итоговым документом заявитель (его представитель по нотариально удостоверенной доверенности) должен явиться в многофункциональный центр. Дело в том, что после принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) инспекция направляет итоговый документ именно в многофункциональный центр, а не непосредственно заявителю (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 88 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).
3. Документы направлены в электронной форме через Интернет
Заявитель получает итоговый документ в электронной форме по имейлу. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи такого документа в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации,п. 89 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).
Александр Поротиковкандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгинстарший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Дмитрий Порочкинпредседатель Комитета по молодежному предпринимательству «Деловой России», президент Клуба молодых предпринимателей Москвы
2. Рекомендация: Как рассчитывать налоги и взносы крестьянскому (фермерскому) хозяйству (КФХ)
Налогообложение КФХ без регистрации организации*
Если КФХ не зарегистрировано как организация, это значит, что его глава ведет деятельность как предприниматель. В этом случае он может применять:
– общую систему налогообложения;
– упрощенку;
– ЕСХН.
Это следует из положений глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ.
ОСНО
Если глава КФХ применяет общую систему налогообложения, то он уплачивает:
– НДФЛ;
– НДС;
– земельный налог, если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, нет льгот по этому налогу;
– транспортный налог.
Порядок уплаты НДФЛ имеет некоторые особенности.
НДФЛ с доходов членов КФХ.
С доходов, полученных членами КФХ от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.
По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.
Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
НДФЛ с доходов главы КФХ как предпринимателя.
Поскольку глава КФХ является членом КФХ, то он тоже может использовать льготу по НДФЛ. То есть не платить этот налог с доходов от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ. Это возможно при условии, что такой льготой он пользуется впервые.
По истечении пяти лет глава КФХ платит НДФЛ с таких доходов в общем порядке, как и любой другой предприниматель. Подробнее на эту тему см.:
- Как рассчитать НДФЛ предпринимателю;
- Какие расходы предприниматель может учесть в составе профессионального налогового вычета;
- Как перечислить НДФЛ в бюджет предпринимателю.
С доходов, которые не являются доходами от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, глава КФХ платит НДФЛ также на общих основаниях. При этом есть исключения.
Не включайте в налоговую базу по НДФЛ:
- бюджетные субсидии;
- бюджетные гранты, полученные на создание и развитие КФХ, бытовое обустройство начинающего фермера, развитие семейной животноводческой фермы.
Это следует из статьи 207, пунктов 14, 14.1, 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
НДФЛ с доходов наемных сотрудников КФХ.
Глава КФХ как предприниматель может привлекать наемных сотрудников по трудовым договорам. С их доходов он платит НДФЛ в общем порядке как налоговый агент (ст. 207 и 226 НК РФ).
О том, как рассчитывать остальные налоги, см.:
УСН
Если глава КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом спецрежиме нет. Поэтому как предприниматель он рассчитывает налоги в общем порядке. См. на эту тему:
- Как рассчитать единый налог с доходов при упрощенке;
- Как рассчитать единый налог при упрощенке с разницы между доходами и расходами;
- Какие налоги (кроме единого) нужно платить на упрощенке.
ЕСХН
Главы КФХ на ЕСХН налоги уплачивают в общем порядке, также как предприниматели на этом спецрежиме. Подробнее на эту тему см.:
Страховые взносы КФХ
Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. В том порядке, который установлен для индивидуальных предпринимателей.
При этом порядок расчета и уплаты взносов различен:
Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
С выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).
Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за членов КФХ его глава платит в фиксированном размере (п. 3 ст. 2, подп. «б» п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Применение этого порядка не зависит от того, есть наемный персонал или нет.
Ситуация: обязан ли глава КФХ уплачивать взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование за члена КФХ, который является еще и предпринимателем
Да, обязан.
Если член КФХ относится одновременно к нескольким категориям, он уплачивает взносы по каждому основанию (п. 3 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. № 58/13 по делу № А60-7424/2012).
То есть такой член КФХ будет платить за себя взносы в фиксированном размере как предприниматель (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), а глава КФХ должен уплачивать взносы за него по второму основанию – как за члена КФХ (ч. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Взносы на социальное страхование в ФСС России (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) платить не нужно. Вместе с тем, застраховаться и уплачивать их можно в добровольном порядке. Об этом сказано в пункте 5статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Страховые взносы за полный год рассчитайте так:
Взносы на обязательное медицинское страхование | = | МРОТ ? 12 | ? | Тариф взносов в Пенсионный фонд РФ | ? | Количество членов КФХ (включая его главу) |
Взносы на добровольное социальное страхование | = | МРОТ ? 12 | ? | Тариф взносов в Пенсионный фонд РФ | ? | Количество членов КФХ (включая его главу) |
Такой порядок следует из пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Так, за 2015 год взносы на одного члена КФХ составят:
- на обязательное пенсионное страхование – 18 610,80 руб.;
- на обязательное медицинское страхование – 3650,58 руб.;
- на добровольное социальное страхование – 2075,82 руб.
Ситуация: должен ли индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства платить взносы на обязательное пенсионное страхование с дохода, превышающего 300 000 руб. Доходов от другой деятельности у ИП нет
Нет, не должен.
Действительно, по общему правилу предприниматель, доход которого превысил 300 000 руб., при расчете взносов на собственное страхование должен включить в расчет 1 процент от дохода, превышающего эту сумму (ч. 1.1. ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И формально, в рамках законодательства о страховых взносах к индивидуальным предпринимателям относят и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 3 ст. 2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Но вместе с тем для глав КФХ установлен отдельный порядок расчета страховых взносов. Он приведен вчасти 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. И не предполагает увеличения взноса исходя из полученного дохода.
Специальная норма имеет приоритет над общей. Поэтому главам КФХ, которые зарегистрированы в качестве предпринимателя, дополнительно платить пенсионные взносы с дохода свыше 300 000 руб. не нужно.
Важная деталь: если глава КФХ – индивидуальный предприниматель, ведет также деятельность вне рамок хозяйства, то и взносы он должен платить сразу по двум основаниям:
- как глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
- как индивидуальный предприниматель.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
В таком случае платить дополнительные суммы пенсионных взносов с дохода свыше 300 000 руб. уже нужно – по второму основанию. Подробнее об этом см. Как предпринимателю рассчитать взносы на собственное обязательное пенсионное (медицинское) и добровольное социальное страхование.
Если КФХ имеет наемных сотрудников, то с выплат им глава хозяйства рассчитывает взносы как предприниматель, производящий выплаты физическим лицам. При этом в порядке расчета и уплаты таких взносов закон не делает различий между предпринимателями и организациями. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5,статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Олег Хороший,
начальник отдела налогообложения прибыли организаций
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
11.06.2015г.
С уважением,
Ольга Пушечкина, эксперт Системы Главбух.
Ответ утвержден Ольгой Пушечкиной,
заместителем руководителя экспертной поддержки.
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем руководителя экспертной поддержки.
Ответ утвержден Натальей Колосовой,
руководителем направления VIP-поддержки.
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом Системы Главбух.
Ответ утвержден Еленой Раковой,
ведущим экспертом Системы Главбух.