С 01.01.2014г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. При этом ст.27 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках проведения спецоценки. Так согласно п.6 данной статьи в отношении некоторых рабочих мест, которые до 01.01.2014 не аттестовывались, специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:
- сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в Списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
- рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списков).
Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года. При этом нужно учитывать, что согласно ст.17 Закона №426-ФЗ при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест работодатель в любом случае должен провести в отношении них внеплановую спецоценку в течение шести месяцев со дня ввода.
Исходя из описания в компании организованы только 2 рабочих места: директора и менеджера. Если данные рабочие места были введены в эксплуатацию до 01.01.2014, то компания вправе воспользоваться нормой п.6 ст.27 Закона №426-ФЗ и провести спецоценку не позднее 31.12.2018. Если же данные рабочие места были организованы после 01.01.2014, то компания обязана была провести на них спецоценку в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.
В отношении медосмотров работников торговых организаций, реализующих промтовары. некоторые специалисты высказывают мнение, что проведение медосмотров (предварительных, периодических) для них не является обязательным. Однако исходя из норм ст.213 ТК РФ и п.15 Перечня, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н, безопаснее проводить медосмотр работников таких организаций. Согласно данных норм проходить медосмотры обязаны сотрудники любой торговой организации, независимо от видов реализуемой продукции.
Кроме того, региональные власти вправе расширить перечень профессий и производств, сотрудники которых должны проходить медосмотры и иметь медицинские книжки (п.2 ст.34 Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ). Т.о., если Ваша компания хочет избежать претензий контролеров, то персоналу торговой организации, торгующей металлопрокатом, лучше проходить медосмотр.
Обоснование
Из рекомендации
Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Как провести специальную оценку условий труда
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).
Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.
Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово. Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.
Кто обязан проводить специальную оценку
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Поэтапная специальная оценка условий труда
В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:
- сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
- условия труда на которых не признаны вредными или опасными.
Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.
Внеплановая специальная оценка условий труда
Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:
- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.
Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Ответственность
Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.
За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:
– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.
За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:
– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организации.
Такая ответственность предусмотрена
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Кто должен проходить обязательный медосмотр
сотрудники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными (опасными) условиями труда (в т. ч. на подземных работах) (ст. 213 ТК РФ, ст. 330.3 ТК РФ);
- сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта (ст. 213 и 328 ТК РФ, ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
- сотрудники предприятий пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (ст. 213 ТК РФ);
- сотрудники ведомственной охраны (ст. 6 Закона от 14 апреля 1999 г. № 77–ФЗ).
Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, предусматривающих обязательные медосмотры, приведен в приложениях 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. А если по итогам специальной оценки условий труда будет установлен допустимый или оптимальный класс условий труда? Тогда по данному фактору медицинский осмотр не проводят. Об этом сказано в письме Роспотребнадзора от 19 июня 2015 г. № 01/7015-15-31.
Существует также ряд отраслевых документов, каждый из которых регулирует порядок проведения медосмотров в том или ином виде деятельности. Ими должны руководствоваться организации, которые подпадают под действие этих документов. Такой порядок подтверждается и статьей 213 Трудового кодекса РФ, и статьей 24 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.
Например, обязательные медосмотры предусмотрены для сотрудников, занятых:
- в организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги (п. 9.29СанПиН 2.1.2.2631-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 59);
- в строительном производстве (п. 13.1 СанПиН 2.2.3.1384-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 11 июня 2003 г. № 141);
- в организациях общественного питания (п. 13.1 СанПин 2.3.6.1079-01, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 8 ноября 2001 г. № 31);
- на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики (Порядок, утвержденный приказом Минэнерго России от 31 августа 2011 г. № 390);
- на железнодорожном транспорте общего пользования (Порядок, утвержденный приказом Минтранса России от 16 июля 2010 г. № 154);
Также обязательные медосмотры проходят сотрудники, не достигшие 18 лет, и профессиональные спортсмены (ст. 69,266, 348.3 ТК РФ).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.03.1999 № 52-ФЗ
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 13 июля 2015 года) (редакция, действующая с 24 июля 2015 года)
Статья 34. Обязательные медицинские осмотры
1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
2. В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Из статьи журнала «Учет в торговле», №9, сентябрь 2009
Продавцам необходимы медицинские книжки
Трудовым кодексом РФ установлено, что работники торговых фирм обязаны проходить медосмотры. А Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение этого требования. Причем в этом году срок давности привлечения организации к административной ответственности по такому нарушению увеличен (с трех месяцев до года).
У кого должны быть медкнижки
В статье 213 Трудового кодекса РФ сказано: «Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний».
Однако обязанность пройти медицинские осмотры касается не всех работников торговли. В частности, в приказе Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. № 402, а также в СанПиН 2.3.5.021-94(57) уточнено, что требование о прохождении медицинских осмотров касается лиц, работающих в сфере продовольственной торговли, то есть работников магазинов, реализующих пищевые продукты и питьевую воду. Если же магазин осуществляет продажу, например, строительных товаров, то его персоналу нет необходимости проходить медосмотр и оформлять медицинскую книжку.
Кроме того, даже среди работников продуктовых магазинов есть исключения. В данном случае речь идет о руководителях, специалистах бухгалтерии и отдела кадров, которые не имеют непосредственного контакта с клиентами и продукцией, – проходить медосмотры они не обязаны.
Учтите: если человек не прошел медосмотр (когда тот обязателен), он может быть отстранен от работы. При этом руководителя организации (как и саму организацию) могут привлечь к административной ответственности по статье 6.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Подобное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. (такой же штраф налагается на предпринимателей); на организацию – от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.