1) при получении помощи от собственника имущества унитарного предприятия делаются проводки:
Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76 – отражено поступление денежных средств.
При использовании государственной помощи на приобретение материалов:
Дебет 10 Кредит 60 – оприходованы материалы;
Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;
Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10 – списаны в производство материалы;
Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.
При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);
Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...) – начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);
Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).
2) остаток по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в части целевого бюджетного финансирования отражается по строке 1530 «Доходы будущих периодов» баланса.
Выручка, себестоимость работ и прочие расходы в балансе не отражаются, а отражаются в отчете о финансовых результатах. Порядок заполнения Бухгалтерского баланса представлен в таблице № 2 в полном ответе.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия не облагаются налогом на прибыль. Указанные средства являются целевым финансированием и отражаются в Листе 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль. Подробный порядок заполнения декларации по налогу на прибыль прописан в рекомендации Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль.
Подробный порядок отражения в учете государственной помощи содержится в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:
- имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
- финансовой помощи от государства (государственной помощи).
Государственная помощь
Государственная помощь может быть предоставлена в виде:
- субсидий;
- бюджетных кредитов;
- прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Бухучет
Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:
- капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
- текущих расходов.*
В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:
- ограничение приобретения определенных видов активов;
- конкретное местонахождение приобретаемых активов;
- установленные сроки приобретения и владения активами.
К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:
- государственного регулирования цен и тарифов;
- применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
- полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).
Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:
- денежных средств;*
- другого имущества (например, основных средств, материалов).
Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.
При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:
- поступление государственной помощи;
- использование государственной помощи;
- возврат государственной помощи.
Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности.
Поступление государственной помощи
В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:*
- по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
- по мере фактического получения ресурсов.
Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.
В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий*:
- имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.
При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:*
Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):*
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.
Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.
Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;
Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.
Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.
Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)
Использование государственной помощи
Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 ипункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.
Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:
- если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
- если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.
В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.
В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).
Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):
Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственнойпомощи;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.
Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.
Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.
При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.*
При использовании государственной помощи на приобретение материалов:
Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;
Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.
При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);
Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).
Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.
Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.
ОСНО: налог на прибыль
Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль
Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.
Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:
- организация получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (государственной помощи). О том, в каком порядке можно вести такой учет, см. Как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить раздельное ведение учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
- полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.
При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных инвестиций, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.
Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.
Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных инвестиций по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.*
Средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:
- когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
- или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.
Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.
Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощине по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).
Если организация получает средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль относятся к целевому финансированию, то данные об их получении и использовании отразите в Отчете о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174) (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). То есть указанный отчет нужно сдать в составе годовой декларации по налогу на прибыль в срок до 28 марта года, следующего за тем, в котором были получены средства целевого финансирования (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Средства, которые не относятся к целевому финансированию в целях расчета налога на прибыль, отражать в Отчете о целевом использовании имущества не нужно.
Суммы полученных бюджетных кредитов при расчете налога на прибыль учитывайте в общем порядке, предусмотренном для отражения займов (кредитов).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Таблица: Порядок заполнения Бухгалтерского баланса
Форма Бухгалтерского баланса утверждена приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Название статей баланса |
Код строки1 |
Счета бухгалтерского учета (в частности) |
I. Внеоборотные активы |
||
Нематериальные активы |
1110 |
Разница между остатками по счетам: (в части разового (паушального) платежа за право пользования результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации при условии, что период списания этих расходов превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительность операционного цикла, если он превышает 12 месяцев) |
Результаты исследований и разработок |
1120 |
Разница между остатками по счетам: |
Нематериальные поисковые активы |
1130 |
Остаток по счету 08 (в части расходов на освоение полезных ископаемых). Эти расходы в дальнейшем могут быть квалифицированы как нематериальные активы |
Материальные поисковые активы |
1140 |
Остаток по счету 08 (в части расходов на освоение полезных ископаемых). Эти расходы в дальнейшем могут быть квалифицированы как основные средства |
Основные средства |
1150 |
Разница между остатками по счетам: |
Доходные вложения в материальные ценности |
1160 |
Разница между остатками по счетам: |
Финансовые вложения |
1170 |
Сальдо по счетам: |
Отложенные налоговые активы |
1180 |
Сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые активы» |
Прочие внеоборотные активы |
1190 |
Сальдо по счетам: |
Итого по разделу I |
1100 |
Сумма строк: 1110, 1120, 1130, 1140, 1150, 1160, 1170, 1180, 1190 |
II. Оборотные активы |
||
Запасы |
1210 |
Сальдо по счетам: |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
1220 |
Сальдо по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» |
Дебиторская задолженность |
1230 |
Остаток по дебету счетов: |
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
1240 |
Сальдо по счетам: |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
1250 |
Сальдо по счетам: |
Прочие оборотные активы |
1260 |
Сальдо по дебету счетов:
– 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (в части расчетов по договору доверительного управления имуществом) |
Итого по разделу II |
1200 |
Сумма строк: 1210, 1220, 1230, 1240, 1250, 1260 |
Баланс |
1600 |
Сумма строк: 1100 и 1200 |
III. Капитал и резервы4 |
||
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) |
1310 |
Сальдо по счету 80 «Уставный капитал»5 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
1320 |
Сальдо по дебету счета 81 «Собственные акции (доли)»6 |
Переоценка внеоборотных активов |
1340 |
Сальдо по счетам: |
Добавочный капитал (без переоценки) |
1350 |
Сальдо по счету 83 «Добавочный капитал» (без учета переоценки) |
Резервный капитал |
1360 |
Сальдо по счету 82 «Резервный капитал» |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1370 |
Сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»7 (без учета переоценки), сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки» (в промежуточной отчетности) |
Итого по разделу III |
1300 |
Сумма строк: 1310, 1320, 1340, 1350, 1360, 1370 |
IV. Долгосрочные обязательства |
||
Заемные средства |
1410 |
Сальдо по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (сумма основного долга, без учета начисленных процентов к уплате) |
Отложенные налоговые обязательства |
1420 |
Сальдо по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» |
Оценочные обязательства |
1430 |
Сальдо по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» (в части резервов, созданных под события, которые наступят не ранее чем через год) |
Прочие обязательства |
1450 |
Остаток по кредиту счетов: |
Итого по разделу IV |
1400 |
Сумма строк: 1410, 1420, 1430, 1450 |
V. Краткосрочные обязательства |
||
Заемные средства |
1510 |
Сальдо по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (сумма основного долга, без учета начисленных процентов к уплате) |
Кредиторская задолженность |
1520 |
Остаток по кредиту счетов: |
Доходы будущих периодов |
1530 |
Сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов» |
Оценочные обязательства |
1540 |
Сальдо по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» (в части резервов, созданных под события, которые наступят в течение года) |
Прочие краткосрочные обязательства |
1550 |
Сальдо по счетам: |
Итого по разделу V |
1500 |
Сумма строк: 1510, 1520, 1530, 1540, 1550 |
Баланс |
1700 |
Сумма строк: 1300, 1400, 1500 |
1 Коды строк Бухгалтерского баланса указаны в соответствии с приложением 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Графу с кодами нужно добавить в форму баланса самостоятельно при сдаче отчетности в Росстат или другие органы исполнительной власти. Например, в налоговую инспекцию. Такой вывод следует из пункта 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
2 В случае если показатели по счетам 07 и 08 существенны, то по строке «Прочие внеоборотные активы» они не отражаются. Соответствующие суммы организация указывает по отдельным строкам баланса, которые вводит самостоятельно.
3 При выдаче авансов, связанных со строительством объектов основных средств, погашение стоимости которых осуществляется в сроки, превышающие 12 месяцев, суммы авансов отражаются в разделе I «Внеоборотные активы» (письмо Минфина России от 11 апреля 2011 г. № 07-02-06/42).
4 Некоммерческие организации III раздел баланса именуют «Целевое финансирование». И включают в него показатели «Паевой фонд», «Целевой капитал», «Целевые средства», «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «Резервный и иные целевые фонды». Об этом сказано в примечании 6 к Бухгалтерскому балансу, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
По группе статей «Целевые средства» некоммерческие организации отражают:
- не использованные на отчетную дату целевые средства, предназначенные для обеспечения основной уставной деятельности (отраженные в Отчете о целевом использовании полученных средств);
- чистую прибыль (убыток) от предпринимательской деятельности, сформированной за отчетный год и предназначенной на финансирование основной уставной деятельности.
Такой порядок приведен в пункте 15 Информации Минфина России от 24 декабря 2007 г.
5 В балансе отражается сумма уставного капитала, зафиксированная в учредительных документах по состоянию на отчетную дату.
6 Собственные акции отражаются в Балансе в круглых скобках (без знака минус).
7 Дебетовое сальдо по счету 84, означающее убыток, показывается в пассиве Баланса в качестве отрицательной (вычитаемой) величины в круглых скобках (без знака минус).
3.Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль
Порядок заполнения
Декларация по налогу на прибыль включает в себя титульный лист, раздел 1, лист 02, семь приложений к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07 и общее приложение.*
Лист 07
Лист 07 должны заполнять только некоммерческие, благотворительные организации и организации, получавшие какие-либо активы в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
09.06.2014г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.