Заключение договора аренды контейнеров для сбора мусора не означает, что право собственности на отходы в связи с этим переходит автоматически.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Если в соглашении нет специальной оговорки о переходе права собственности на отходы, то оно сохраняется за организацией, которая в процессе своей деятельности произвела отходы, и эта же организация будет являться плательщиком сбора за негативное воздействие на окружающую среду. Возможные варианты организации расчетов с контрагентами приведены в рекомендации ниже.
Организация, обязанная вносить плату за загрязнение окружающей среды, должна ежеквартально, не позднее 20-е числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, предоставлять расчеты в службу Росприроднадзора. Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:
• предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
• временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
• сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.
Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:
• источники образования отходов;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
• перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
• количество и качество отходов.
Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации, и в дальнейшем используются для подготовки проектов нормативов образования отходов.
Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора:
1. Заявление об утверждении нормативов с указанием:
• полного и сокращенного наименования организации (Ф. И. О. предпринимателя);
• организационно-правовой формы;
• местонахождения;
• государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
2. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов территориальное управление Росприроднадзора принимает одно из двух возможных решений:
• утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• отказывает заявителю в утверждении нормативов с мотивированным обоснованием.
Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используют формулу:
Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов) | ? | Коэффициент индексации |
За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые лимиты, плату рассчитывают по формуле:
Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных лимитов) | ? | Коэффициент индексации | ? | 5 |
Рассчитать и перечислить плату за загрязнение окружающей среды нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Обоснование
Из рекомендации
Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Да, должна.
За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.
К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.
Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, ст. 136 ГК РФ).
Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.
Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).
Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Если в соответствии с гражданским законодательством специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды (в части принятых расходов) должна будет именно она (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, гл. 14 ГК РФ).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
К объектам размещения отходов установлены особые требования:
- их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
- определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.
Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).
Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:
1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.
3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.
Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.
При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07, постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).
4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.
5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).
Из рекомендации
Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды
Если деятельность организации связана с природопользованием, она должна отчитаться о том, какие загрязняющие вещества и отходы произвела в течение квартала. Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Кто должен сдавать расчет
Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов.
Об этом сказано в пункте 1 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Субъекты малого и среднего предпринимательства должны сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30. Это следует из письма Росприроднадзора от 7 декабря 2011 г. № ОД-06-01-32/15903.
Чем руководствоваться при составлении расчета
При заполнении и сдаче расчета платы за загрязнение окружающей среды руководствуйтесь Порядком, утвержденным приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Куда сдавать расчет
Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора:
- по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов. Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. Например, если у организации есть автомобиль, то расчет платы за загрязнение надо сдавать в отделение Росприроднадзора того субъекта России, где автомобиль стоит на учете. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию);
- или один расчет по местонахождению плательщика, если разрешительная документация выдана в целом на организацию.
Такой порядок следует из положений пунктов 2, 4, 5 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Срок сдачи расчета
Последний срок сдачи – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 2, 3 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).
Как сдать расчет
Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в территориальное подразделение Росприроднадзора:
- либо на бумаге (через представителя организации или по почте);
- либо в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной подписью).
Организация обязана сдавать расчет только в электронном виде, если сумма платы за отчетный период (квартал) больше или равна 50 000 руб. Однако по собственной инициативе организации могут сдавать «электронные» расчеты независимо от размера платежей.
Расчет платы на бумажном носителе сдавайте в одном экземпляре. Если сдаете расчет в электронном виде, дублировать его на бумаге не нужно.
Такие разъяснения содержатся в письме Росприроднадзора от 12 августа 2014 г. № АА-06-06-36/12291.
Состав расчета
Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:
- титульный лист;
- расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
- раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
- раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
- раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
- раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».
Об этом сказано в пункте 6 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
В расчет платы включите только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду (п. 8 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).
Заполнение расчета
Расчет на бумаге заполните шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Бумажный вариант отчета пронумеруйте, прошнуруйте и скрепите печатью организации.
Расчет должен иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.
Об этом сказано в пунктах 9–11 и 17 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Все числовые показатели в расчете, кроме ИНН и КПП, указывайте справа налево. В остальных ячейках нули не проставляйте. В каждой строке и соответствующей ей графе ставьте только один показатель. Если каких-либо показателей нет, в строке поставьте прочерк. Такие правила установлены пунктами 13 и 15 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Электронная версия Расчета платы может быть подготовлена в формате программы «Модуль природопользователя», размещенной на официальном сайте Росприроднадзора. Но можно использовать и другие программы, имеющие функцию расчета платы.
Подпись
Каждую страницу расчета подписывают (с указанием фамилии, имени и отчества) представители организации.
Расчет вправе подписывать:
- руководитель и главный бухгалтер организации;
- руководитель и бухгалтер обособленного подразделения организации;
- другие уполномоченные лица по доверенности.
Если расчет подписывают руководитель и бухгалтер обособленного подразделения или другие уполномоченные лица, то нужно указать реквизиты доверенности. Заверенную копию доверенности приложите к расчету.
Это следует из пункта 7 Порядка заполнения титульного листа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, и статьи 185 Гражданского кодекса РФ.
Из рекомендации
Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды
Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.
По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:
- предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
- временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
- сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.
Виды загрязнений
С 1 января 2015 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:
- атмосферные выбросы стационарными объектами (нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
- размещение отходов производства и потребления (нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).
Перечисленные нормативы применяются с поправочными коэффициентами, учитывающими экологические факторы, и с дополнительным коэффициентом 2, установленным для особо охраняемых природных территорий (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация нормативов. Раньше коэффициенты индексации определялись в законах о федеральном бюджете, а теперь – в постановлениях Правительства РФ. На период 2015–2017 гг. коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.
Нормативы выбросов и загрязнений
Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:
- нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
До 30 сентября 2010 года функции, связанные с утверждением предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами:
– постановлениями Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 и от 12 июня 2003 г. № 344;
– приказами Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 и т. д.
Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.
Готовые нормативы предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, в законодательстве отсутствуют. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:
- количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
- наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
- степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
- наличие и эффективность очистных сооружений;
- объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.
Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временно согласованных нормативов) территориальные отделения Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.
Такой порядок следует из положений статей 11, 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа может быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией.
Инвентаризация выбросов, сбросов и отходов
Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:
- источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
- перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
- количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.
Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.
Результаты инвентаризации используйте для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 7 п. 11 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349).
Порядок разработки нормативов зависит от вида загрязнения окружающей среды (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, размещение отходов).
Нормативы образования отходов
При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение руководствуйтесь приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.
Нормативы образования отходов определяют количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Такой порядок установлен пунктами 2 и 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.
Если у организации есть обособленные подразделения, которые расположены в пределах одного субъекта РФ, то проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение можно разработать как по организации в целом, так и по каждому обособленному подразделению в отдельности. Если же обособленные подразделения расположены на территории нескольких субъектов РФ, то проекты нормативов образования отходов придется разработать по каждому из подразделений. Это установлено пунктом 4 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.
Срок действия проектов нормативов составляет 5 лет, за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории. Для них проекты нормативов пересматриваются ежегодно.
Это предусмотрено пунктами 12–13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.
Содержание и порядок оформления проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен пунктом 17 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.
Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора:
1. Заявление об утверждении нормативов с указанием:
- полного и сокращенного наименования организации (Ф. И. О. предпринимателя);
- организационно-правовой формы;
- местонахождения;
- государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
2. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.
Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов территориальное управление Росприроднадзора принимает одно из двух возможных решений:
- утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- отказывает заявителю в утверждении нормативов с мотивированным обоснованием.
Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.
Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Сделать это нужно не позднее 15 января года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30). Форма статистической отчетности 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.
Из рекомендации
Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды
Показатели для расчета
Чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, бухгалтеру необходимо знать:
1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. К таким коэффициентам относятся:
– повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы. Этот показатель применяется, только если не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, а также при выбросах, на которые не получено разрешение. Значение коэффициента всегда равно 5,0 (п. 14 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204);
– коэффициент экологической значимости (коэффициент, учитывающий экологические факторы). Значение коэффициента зависит от того, куда сбрасываются загрязняющие вещества (в атмосферу, почву или водные объекты), а также от территории, где происходит негативное воздействие. Значения коэффициентов приведены в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344;
– коэффициент, учитывающий экологический статус территории. Обычно он равен 1. Для особо охраняемых природных территорий (в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2 (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
– коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов. Коэффициент равняется 1,2, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта негативного воздействия. В других случаях он будет равен 1 (приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).
5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:
- в пределах утвержденных нормативов;
- в пределах утвержденных лимитов (временных нормативов);
- сверх утвержденных нормативов и лимитов (временных нормативов).
6. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
7. Коэффициенты индексации (инфляции) платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год. На период 2015–2017 гг. такие коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.
Плату за загрязнение окружающей среды рассчитывайте по каждому загрязняющему веществу, виду отхода.
Расчет платы
Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:
Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов) | ? | Коэффициент индексации |
За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:
Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов) | ? | Коэффициент индексации | ? | 5 |
За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые лимиты, плату рассчитайте по формуле:
Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных лимитов) | ? | Коэффициент индексации | ? | 5 |
Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхлимитной. А размер платы рассчитывается по третьей формуле в отношении всего объема выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Полученные при расчете размеры платы по каждому виду загрязняющих веществ просуммируйте.
Для удобства расчетов можно также воспользоваться программой «Модуль природопользователя», размещенной на официальном сайте Росприроднадзора.
Некоторые особенности имеет порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в нефтедобывающих организациях. В процессе добычи нефти на месторождениях образуется попутный нефтяной газ, который, как правило, либо сжигается на факельных установках, либо рассеивается в атмосферу. При расчете платы за загрязнение окружающей среды выбросами, которые образуются от сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа, руководствуйтесь Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148, а также приказом Минприроды России от 5 августа 2013 г. № 274.
Срок уплаты
Организации рассчитывают и перечисляют плату за загрязнение окружающей среды не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).