Действительно, по законодательству ИП на ЕНВД они освобождены от обязанности вести:
– бухучет (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
– кассовую книгу и кассовые документы (п. 4.1, 4.6 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Более того, имущество и обязательства граждан по гражданскому законодательству юридически не разграничены (ст. 2, 23 ГК, письмо ФНС России от 27.10.2004 г. № 04-3-01/665, письмо УФНС России по г. Москва от 24.09.2012 г. № 20-14/089723@). То есть нельзя разграничить имущество и обязательства гражданина на личное имущество и обязательства и имущество и обязательства, связанные с предпринимательской деятельностью. Все активы и обязательства принадлежат человеку независимо от его статуса.
Несмотря на то что предприниматели на ЕНВД не обязаны вести бухучет, хранить документы по своей деятельности они должны. Никаких исключений для ИП законом не предусмотрено. Организовать хранение документов нужно самостоятельно (п. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Таким образом, подтвердить реальность операции должны иные документы, подтверждающие факт передачи денежных средств: расписка, договор, РКО.
Обоснование
1. Из рекомендации Как организовать ведение бухучета
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как организовать ведение бухучета
Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А порядок ведения бухучета зависит от статуса организации.
Полностью освобождены от ведения бухучета:
- индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
- находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
Об этом сказано в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Из рекомендации Какими документами предприниматель на ЕНВД может подтвердить объем выручки, чтобы воспользоваться правом не принимать к оплате банковские карты. Бухучет и кассовые документы он не ведет
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Размер выручки предприниматель на ЕНВД может подтвердить любыми документами, из которых следует, что его выручка не превышает 120 млн руб. за предыдущий год.
Действительно, возможность выбора принимать в оплату банковские карты или нет предоставлена только организациям и предпринимателям, объем выручки которых за предыдущий год не превышает 120 млн руб. (п. 1 ст. 16.1 Закона от 7 февраля 1992 г. №2300-1, п. 1 постановления Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702).
Однако у предпринимателей на ЕНВД могут возникнуть трудности с определением объема выручки. Ведь по законодательству они освобождены от обязанности вести:
- бухучет (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
- кассовую книгу и кассовые документы (п. 4.1, 4.6 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);
- учет доходов для определения налоговой базы (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
А значит, необходимых первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, форм отчетности у них не будет.
На практике предприниматели все же организуют для себя учет доходов и расходов в упрощенной форме (тетради, журналы, книги, блокноты и т. п.), то есть фиксируют поступление выручки и произведенные расходы.
Ситуация упростится, если бизнесмен внесен в реестр субъектов малого предпринимательства в разделе «Микропредприятия». Тогда выпиской из реестра он сможет подтвердить свой статус микропредприятия, а значит, и тот факт, что его выручка за предыдущий год не превышала предельного значения (п. 4, 5, 17 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358).
Таким образом, если по данным внутреннего учета предпринимателя на ЕНВД выручка за прошлый год не превысила 60 млн руб. или его статус микропредприятия подтвержден выпиской из реестра, то он вправе не принимать к оплате банковские карты.
Ответ утвержден Натальей Колосовой, |
8 800 333-01-13 |